Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.08.2009
«В последнее время меня охватили сомнения относительно жизни и смерти. Мне не нравится перспектива того, что в один прекрасный день я просто перестану существовать. Больше всего меня волнует такой вопрос: а вдруг Б-г и бесконечная жизнь — всего лишь плоды нашей фантазии, появившиеся как способ защиты человеческого разума от тех явлений, которые он не в силах постичь. Мне хочется верить, но именно это желание меня и беспокоит. Как мне научиться отличать истину от спасительного самообмана?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
У меня есть два противоречащих друг другу объяснения. Но, в конце концов, правда тоже зачастую противоречива. С одной стороны, нет ничего более настоящего, чем наши чувства и эмоции. Вы знаете о существовании стула, потому что ощущаете его; пола — потому что вы по нему ходите; монитора компьютера — потому что он находится прямо перед вашими глазами. О существовании всех этих вещей нам известно благодаря внешним ощущениям. А вот эмоции — это реальность, находящаяся внутри нас.
Это одна сторона правды. Другая заключается в том, что Истина — это не просто ощущения, живущие внутри нас, она обнаруживается в тот момент, когда мы отбрасываем в сторону все субъективные переживания в надежде увидеть нечто большее.
Прежде чем вы решите, что я противоречу сам себе и мои объяснения абсолютно бессмысленны, мне бы хотелось отметить, что истина, основанная на двух противоположных истинах, была первой правдой, с которой столкнулся первый человек. Мидраш рассказывает о том, как Адам, появившись на свет, оглядел все творения, окружавшие его, и произнес: «Все они были созданы для того, чтобы служить мне, — он намекает на то, что Истина находится в нем самом. — А я был создан для того чтобы служить Творцу», — эти слова говорят о том, что Истина заключена вовне.
Эта тема прослеживается и в соблюдении заповедей. Каждая из них заключает в себе противоречие: я поступаю так потому, что должен, вне зависимости от того, хочется мне этого или нет. В переводе само слово «мицва» означает приказ. А когда я исполняю заповедь, я делаю это с чистыми сердцем, разумом и душой. И я становлюсь хозяином — это моя мицва.
Эта тема проявляется в каждом аспекте иудаизма. В том, как мы молимся, учим Тору, мыслим всегда присутствует один и тот же парадокс.
Если человек хватается только за один из двух концов палки, Истина ускользает из его рук. Она может существовать только в таком невероятном сочетании.
А теперь перейдем к ответу на сам вопрос: до тех пор, пока ваша вера и ее практическое исповедование не вызывают у вас неудобств и приносят пользу невозможно с уверенностью сказать, во что вы верите — в Истинного Б-га или идола. И только когда вы исполняете заповеди, не сочетающиеся с привычным стилем жизни и связанные со многими неудобствами, вы можете познать истину.
Вспомните Авраама, перенесшего в своей жизни десять испытаний. Ему приходилось совершать поступки, противоречащие его природе и характеру. Вспомните многие поколения евреев, не отрекшихся от иудаизма несмотря на то, что во все времена евреем быть было не очень удобно. Откровенно говоря, многие не вынесли этого испытания. Но те, кто искал правды, остались. И это те евреи, которые и теперь, спустя 3300 лет, проведенных в попытках найти разумное объяснение, до сих пор не могут указать на причины того, почему они поступают именно так, а не иначе, однако продолжают упорно утверждать, что должны следовать этим предписаниям. Ведь Истина — это нечто, выходящее за пределы нашего небогатого воображения.
Я предлагаю сойтись на следующем: примите в свою жизнь самую странную заповедь, повяжите ее на лоб и на руку. Купите тфилин и каждое утро надевайте эти коробочки из черной кожи с черными кожаными ремешками. Вы, конечно, можете попытаться извлечь из этого действия глубокий смысл, но вряд ли преуспеете. Сделайте нечто, выходящее за пределы мира, который способен постичь наш ограниченный разум.
Если получится — прошу вас, сообщите мне об этом.