Top.Mail.Ru

Еврейское чувство вины

28.08.2009

«Когда будешь ты строить новый дом, то сделай перила на крыше твоей, чтобы не пролилась кровь в доме твоем, если упадет кто-нибудь с нее» («Ки Теце», 22:8).

Среди множества необычных на первый взгляд заповедей Торы, о которых идет речь в главе «Ки Теце» (Дварим, 21:10 – 25:19), есть мицва «мааке», которая требует строить на крыше дома ограждение, чтобы с нее никто не упал и не разбился. Эта же заповедь запрещает заводить собак «опасных» пород или держать в доме шаткую лестницу — то есть иметь во владении что-либо, способное нанести вред другому человеку (Талмуд, тр. «Бава Кама», 15b).

В комментариях обращено внимание на любопытную терминологию, используемую в Торе: «если падающий упадет с нее» (ки иполь анофель мимену). Раши объясняет эти строки так: «Даже если этот человек заслуживает падения, оно не должно произойти по твоей вине».

Какой-то парень карабкается по крыше моего дома в разгар снежной бури, затем решает скатиться с нее кувырком, падает и ломает нос. Я мог бы обвинить его в том, что он рискует понапрасну, или свалить все на погоду или на Б-га (ведь ничего не происходит без Его на то воли); но, вместо этого, по велению Торы я должен взять всю ответственность на себя. Приняв во внимание тот факт, что парень все же ведет себя безрассудно, можно предположить, что рано или поздно он все равно сломает свой нос. Но поскольку все это произошло на моей крыше, ответственность ложится на меня, более того, случившееся указывает на то, что я мог бы это предотвратить.

В американской литературе давно известен «феномен еврейской вины», на ней же построено все творчество Вуди Аллена. Воображение рисует картину невротичного «самоедства»: еврейский отец, продолжающий винить себя в неудачах сына потому, что в свое время не смог подарить ему на день рождения вожделенный велосипед — несмотря на то, что с тех пор прошло 60 лет; еврейская мать, которой ставят в вину провалившуюся попытку произвести впечатление на жену главы общины, вследствие чего ее семья стала изгоем в местном обществе; раввин, уверенный в том, что причиной всех несчастий мира стали его грехи. Что и говорить — довольно эгоистичный, пессимистичный и унылый взгляд на мир. На самом деле — это позиция человека, сосредоточенного только на себе, но в самом лучшем смысле этого слова. Это скорее не пессимистичная точка зрения, а самая вдохновляющая и оптимистичная в истории человеческой мысли.

Задумайтесь: идея, что мы, как имеющие свободу выбора существа, несем ответственность за все происходящее в пределах наших владений, предполагает и то, что мы контролируем все эти события и что наш выбор и наши поступки влияют на дальнейший ход событий. Даже если сказать себе: мои решения и поступки оказывают влияние лишь на небольшую часть жизни другого человека и на совсем мизерную долю истории человечества, все равно мои действия так или иначе повлияют на судьбу танцующего на моей крыше парня, на достижения общества, частью которого я являюсь, и на общий ход прогресса в будущем. Мой выбор и мои поступки имеют значение в вопросах жизни и смерти, побед и неудач.

Ребе часто повторял: если ты видишь, как еврей совершает губящие его поступки и пытаешься помочь ему, но у тебя ничего не выходит, вина за это возлагается на тебя. Причина одновременно сложна и проста. Наши мудрецы говорили о том, что «слова, идущие от сердца, попадают в сердце». А это значит, что если твои слова не вошли в его сердце, они не были произнесены искренне. Если бы вы были по-настоящему честны, его сердце услышало бы эти слова и они принесли бы желаемый результат.

Основной принцип, лежащий в основе еврейского взгляда на жизнь, заключается в следующем: если Всевышний привел меня сюда, значит мое появление важно. Осознание того, что я могу влиять на ситуацию, изменять ее, означает, что я ответственен за это. Это также говорит о том, что у меня есть для этого силы — потому что Всевышний никогда не возлагает на человека миссию, не наделив его при этом способностью успешно эту миссию исполнить.

Мы никогда не освободимся от «чувства еврейской вины» — поскольку оно является неотъемлемой частью еврейской души, запрограммированной в нашем духовном коде ДНК. Но как оно проявит себя в нашей жизни? Как невротичный, ослабляющий пессимизм или как готовность оказать влияние на собственную жизнь, жизни других людей и на целый мир? Разумеется, все зависит от нас самих. И чем больше мы понимаем для себя движущую силу чувства ответственности, которым наделена душа каждого из нас, тем успешнее мы сможем реализовать его на благо себя и окружающих.

Янки Таубер

 
Tэги: ВИНА
{* *}