Top.Mail.Ru

Полная картина

04.09.2009

В главе «Ки Таво», которую мы читаем на этой неделе, разъяснены законы приношения первых плодов — бикурим (Дварим, 26:1-29:8). Тора указывает на необходимость делать приношение из первых плодов урожая — после того, как евреи войдут в Землю Израиля и поселятся там.

Комментарии наших мудрецов освещают две точки зрения на данную заповедь. Мидраш Сифри настаивает на том, что приношение из первых плодов урожая должен был делать каждый, как только он вошел в Землю Израиля и дождался первого урожая.

Талмуд же придерживается иного мнения, согласно которому данное обязательство накладывается только в том случае, если весь еврейский народ живет в Израиле (с момента, когда евреи вошли в Землю Израиля во главе с Йехошуа, до времени, когда весь народ поселился в стране и произошел раздел земли между двенадцатью коленами, прошло 14 лет). Талмуд объясняет это так: первые плоды урожая символизируют то состояние радости, которого можно достичь только тогда, когда все евреи без исключения обосновались в Земле Израиля.

Два этих мнения не противоречат друг другу. С одной стороны, каждый из нас должен жить своей жизнью, раскрывая свой личный потенциал. А с другой — мы не должны забывать об окружающих. Свой потенциал также необходимо раскрывать на коллективном уровне. Без самореализации в обществе мы не можем достичь состояния полной гармонии и удовлетворения.

Точно так же, как сложнейший механизм не может работать при отсутствии даже самой мелкой детали, еврейский народ — не обычный набор независимых деталей, а скорее сложная структура, для нормального функционирования которой важен каждый из нас. Поэтому нам стоит уделять особое внимание вопросу целостности еврейского народа. По этой же причине истинное счастье возможно только когда все мы устроены и довольны.

Помнить важно о каждом — где бы он ни находился. Наши личные успехи становятся ярче, если они достигаются ради общих целей. А без заботы об окружающих личные достижения теряют свою ценность.

раввин Мордехай Волленберг

 
{* *}