Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.09.2009
Хотите найти настоящего тирана? Их немало. Взять к примеру Саддама Хусейна — при его жизни со всех сторон раздавались крики: «Голову с плеч!» — совсем как в старые времена. Как бы то ни было, Саддама и ему подобных сложно назвать королями. Они вселяют ужас, а не благоговение; они обладают силой, а не величием. Короны на их головах смотрелись бы нелепо (Саддам прекрасно это понимал — поэтому корону и не носил).
Короли и цари, с детства известные нам из книг по истории, обладали величием. Они внушали страх, но и любовь. Подданные трепетали перед этими монархами, но именно потому, что хотели трепетать. Не обходилось без помпезности и церемоний, но все они имели значение, отражали реальное положение вещей. На головах этих королей короны смотрелись естественно и органично.
Наши мудрецы говорят, что суть Рош а-Шана заключается в том, что в этот день мы коронуем Всевышнего и провозглашаем Его Царем Вселенной.
Если вы нерелигиозны, то, возможно, произносите слово «Б-г» с некоторой заминкой. Добавьте «Царь Вселенной» — и многих из наших современников передернет. Все-таки, большинство прихожан синагоги в Рош а-Шана не думают о том, что пришли на церемонию коронации Б-га.
Давайте задумаемся, чего нам не хватает в жизни? Почему мы до сих пор тоскуем о королях из мира нашего детства? В нашей жизни не хватает благоговения. Одним нажатием кнопки мы можем заказать обед или купить дом, найти работу или свою вторую половину. Но сложнее всего в жизни найти источник авторитета. Разумеется, в мире есть немало людей, готовых немедленно рассказать о том, что нам нужно делать и как нам следует жить. Многие, имея такую возможность, заставили бы нас силой делать то, что они считают нужным. Если это власть, тогда Саддам Хусейн — настоящий король.
Мы, конечно, можем обратиться к любимому психоаналитику, эксперту или модному гуру, сделав их своими авторитетами. Но в итоге окажется, что всю свою жизнь мы следовали не тем советам. Это не те авторитеты, которые нам так нужны; разве что если считать, что королева Англии наделена властными полномочиями. Все то, что кажется нам прекрасным и выразительным, в конце дня оставляет нас один на один с чувством пустоты в душе.
Настоящий авторитет не имеет границ. Он дает приказы, а не советы. В то же время, мы не чувствуем себя угнетенными, потому что эти приказы, как правило, отражают наши истинные желания и прекрасно гармонируют с ними. Мы принимаем решение подчиниться и делаем это по одной причине — мы сами этого хотим, это наша истинная цель.
В течение двух дней Рош а-Шана мы занимаемся внутренними поисками высшей силы, так необходимого нам авторитета — Царя Вселенной, которого мы ищем с самого детства. Не ищите Его в синагоге, среди строк молитвы, или в проповеди раввина. Ищите Его внутри себя: в тех явлениях, которые в вашем понимании не нуждаются в объяснении — вы знали их всегда; в поступках, совершение которых для вас естественно, так как они являются отражением ваших желаний, а не обязательством.
Хотя нет. Все же идите в синагогу. Все, кого вы там встретите, будут заняты подобными поисками истины и объекта благоговения. Читайте молитвы — эти слова мы повторяем уже много сотен лет, молясь о приходе короля. Услышав звук шофара, закройте глаза. Представьте, что находитесь в ликующей толпе собравшихся на праздновании в честь коронации. Слушайте шофар, поющий о трепете и радости народа, который нашел свои источник авторитета — именно тот, который выражает наше самое заветное желание и стремление.
Янки Таубер