Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.12.2009
Яаков желал рассказать своим сыновьям о приходе Мошиаха, но Шхина отдалилась от него, и он заговорил о другом (комментарий Раши на Берешит 49:1).
Хасидское учение рассуждает об идее космического прецедента — когда Всевышний устанавливает определенный порядок вещей; и даже если впоследствии этот порядок нарушается, по прошествии времени, когда процесс повторяется, «память» о первоначальном порядке вещей должна повлиять (но не материально, не ощутимо) на развитие событий.
Классическим примером этой мысли является хасидский комментарий к отрывку из Талмуда, описывающему наши знания, полученные в период, предшествующий рождению: «Младенцу в утробе матери... дается знание всей Торы. Но в момент, когда он появляется на свет, приходит ангел и ударяет его по губам, и новорожденный забывает всю Тору».
Возникает очевидный вопрос: для чего мы забываем всю Тору? Очевидный ответ: Всевышний хочет, чтобы мы выучили Тору заново, а не получили эти знания, как подарок Свыше. Очевидный вопрос номер два: почему же мы в первую очередь учим именно Тору? Очевидный ответ номер два: потому что Тора, мудрость и воля Б-га, находится за пределами понимания смертного человека. И самостоятельно мы бы никогда не постигли Тору, поэтому нам дают уроки.
Иными словами, Тору нам должны дать — иначе нам никак ее не получить. Но, вместе с тем, мы не должны знать о том, что она у нас есть — в противном случае мы никогда не относились бы к ней, как к заслуге и считали бы ее менее значимой и содержательной. Поэтому нам дается знание Торы, а затем мы все забываем. Мы прилагаем массу усилий не для того, чтобы приобрести нечто недосягаемое, но для того, чтобы вновь получить то, что нам уже принадлежит.
Принцип космического прецедента применим не только к событиям и вещам, появляющимся в истории и затем исчезающим, но и к почти случившимся событиям и явлениям — тем, которые должны произойти или желают прийти в этот мир, но что-то не дает им это сделать. Когда Всевышний «передумал», все, что Он сделал до этого, получило статус потенциального прецедента: Он хочет, чтобы в реальности существовал определенный порядок вещей, но Он также желает, чтобы и иная (или даже противоположная по значению) реальность также имела влияние на порядок вещей. (Разница между фактическим и потенциальным прецедентами заключается в степени влияния на мир, его доступности, уровня сокрытия в нашем подсознании и другого.) Следовательно, нам говорят о том, что «в начале у Всевышнего была мысль создать этот мир по Справедливости; затем Он увидел, что в таких условиях мир не сможет уцелеть, поэтому сначала Он создал Сострадание и затем объединил его со Справедливостью». Всевышний сотворил мир, который относится к несовершенству с терпением, но одновременно с этим создал «основу» абсолютных стандартов, которые символизируют конечный потенциал.
То же самое происходит на смертном одре Яакова, пожелавшего раскрыть сыновьям тайну прихода Мошиаха и окончательного освобождения. Всевышний не допустил этого, потому что наше незнание в данном случае является частью Его космического плана. Но он позволяет Яакову желать этого и иметь намерение рассказать об этом сыновьям. Таким образом имеет место потенциал существования этого знания, наличие которого означает, что в глубине наших душ знание уже существует.
И именно там знания обладают максимальным потенциалом и пользой. Именно они помогают нам пережить все невзгоды еврейской истории. Благодаря им мы абсолютно точно знаем, что эра Освобождения наступит.
Янки Таубер