Top.Mail.Ru

Самое большое чудо

15.01.2010

«Чудеса, чудеса и еще раз чудеса» — так можно вкратце охарактеризовать текущую недельную главу Торы. Посохи, превращающиеся в змей, а вода — в кровь; град, внутри которого скрыт огонь; нашествия жаб, вшей, диких животных, чума и нарывы. «Все это сказки, — воскликнет скептик. — Хорошо получилось, что все эти чудеса произошли больше трех тысяч лет назад! Я поверю в что-то подобное, только если увижу это собственными глазами! Почему Б-г не наказал Десятью казнями египетскими нацистов? А как насчет террористов, взрывающих женщин и детей? Может, Б-г позабыл, как делать чудеса?!»

Подобные вопросы иногда возникают и у верующих евреев. Они понимают, что Всевышний контролирует как природные, так и сверхъестественные явления, но не могут найти ответ на вопрос, почему Он решил отказаться от этого: прекратил творить чудеса и позволил миру жить исключительно по законам природы.

Во второй книге Торы — Шмот — мы читаем о чудесах, выходящих за рамки законов природыКомментарий , которые продолжали совершаться около тысячи лет. Священные тексты рассказывают нам множество историй о пророках и чудесах. Складывается впечатление, что законы природы на время были просто упразднены. Время чудес закончилось с разрушением Первого Храма. Позднее чудеса время от времени все же происходили — например, чудо Хануки — но спустя несколько столетий речи о чудесах уже не шло. В течение последних двух тысяч лет мы живем в двойном изгнании: физически нас изгнали из страны, которая была нашей родиной, а духовно мы не можем ощутить Б-жественную руку, которая создает все творения и управляет имиКомментарий.

Причина появления и последующего исчезновения чудес связана с целью нашего существования. Жизнь в Ган-Эдене была счастливой и беззаботной, потому что человек еще не знал, что такое грех. Как только Адам и Хава отведали плодов с Древа Познания, им открылось сокровенное знание физических и материальных желаний. В момент, когда они были изгнаны из Ган-Эдена, началась история вечной борьбы человека: борьбы выбора между Б-жественным (хорошим) и всем, что ему противостоит (эгоизмом, жаждой наслаждений, и пр.). На самом деле именно этого хотел Всевышний, когда Он размышлял о сотворении мира — создать человека, дав ему свободу выбора, чтобы он боролся с грехом и эгоизмом, которые являются частью его личности, и побеждал в этой борьбе.

Чудеса можно сравнить с велотренажером. В первые годы существования нашего народа Всевышний помогал нам в нашей борьбе, открыто вмешиваясь в ход событий. Чудо открывает перед нами истины высшего порядка и побуждает человека к желанию воссоединиться с источником высшей силы через Тору и исполнение заповедей. Для этого, прежде всего, необходимо стать зрелым человеком. Нам нужно научиться самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде и бороться с жизненными трудностями собственными силами. Эра Мошиаха знаменует высшую точку наших отношений с Творцом, и для того чтобы приблизить ее наступление, мы должны доказать, что мы дорожим этими отношениями, и дорожим настолько, что готовы сохранять их и при отсутствии Его открытой и незамедлительной реакции.

Самое большое чудо — это мы: наша способность на протяжении двух тысяч лет хранить верность Создателю, вопреки окружающей нас духовной тьме.

Нафтали Зильберберг

 
Tэги: ЧУДО
{* *}