Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.02.2010
Существенная часть истории дарования Торы еврейскому народу описана в конце главы, которую мы читаем на этой неделе — Мишпатим (Шмот, 21-24). Именно в этой главе упоминается произнесенная евреями известная фраза «Наасе ве-нишма» («Сделаем и услышим», то есть сначала сделаем, а затем услышим и поймем), означающая полное и безоговорочное принятие воли Творца.
Почему же этот ключевой эпизод не включен в предыдущую главу Торы — Итро (Шмот, 18-20) — которая повествует о Даровании Торы? Полагаю, что ответ можно найти в концепции рабби Йехуды Галеви, которую он раскрывает в одном из самых известных своих трудов — книге «Кузари». Мудрец рассуждает о высказываниях пророков Ирмеяху, Ишаяху и Амоса, очевидно преуменьшая и недооценивая жертвоприношения, совершенные многими евреями в конце периода Первого Храма. Как можно соотнести его изложение с четкими указаниями Торы о жертвоприношениях? В конце концов, мы трижды в день молимся о восстановлении Святого Храма и о возобновлении жертвоприношений в нем!
В «Кузари» утверждается, что Тора была дана народу, состоящему исключительно из чистых и достойных людей. Если бы это не было так, мы не были бы удостоены чести получить столь ценный подарок. Именно поэтому пророки осуждали жертвоприношения тех людей, которые несправедливо относились к окружающим. Они не выступали против жертвоприношений; они признавали, что «корбан» (слово, в переводе с иврита буквально означающее «приближать», а не «жертвовать») есть приближение к Б-гу. Если мы думаем о Б-ге, мы не пренебрегаем теми, кто создан по Его образу и подобию. А если нам нет до Б-га никакого дела, то для чего мы совершаем жертвоприношения? Возможно ли Его подкупить? Всевышний получает удовольствие от нашего искреннего желания приблизиться к Нему, а отнюдь не от «священного барбекю». Если мы погрязли в моральной нечистоплотности, нам не подняться на высоту небес.
В нашем случае происходит то же самое: недельная глава Мишпатим посвящена обсуждению основ гражданского права — нашему отношению друг к другу, исполнению своих финансовых и общественных обязательств и пр. Она говорит о правосудии и справедливости.
Всевышний решил вставить главу Мишпатим перед тем, как обратиться к прошлому для обсуждения ключевых элементов истории дарования Торы. Таким образом он дает нам понять: перед тем, как вы сможете полностью постичь Тору, изучите Мишпатим! Будьте честными, праведными и хорошими людьми, которые умеют уважать других и обладают чувством собственного достоинства. Когда вы станете такими, я смогу дать вам Тору и поднять вас на уровень гой кадош — святого народа.
Если вы должным образом не развиваете в себе человеческие качества (то что на идиш называется «менчн»), вы не являетесь сосудом для хранения Торы, ибо выстроить прочное здание на зыбком фундаменте невозможно. Но если человечность и праведный образ жизни остаются с нами, мы становимся прочным фундаментом, на котором можно построить долговечный дом Торы и иудаизма.
Шломо Яффе