Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.02.2010
Когда Всевышний учил Моше Рабейну законам духовной чистоты,
Он говорил и о том, каким образом можно установить признаки
осквернения, и об уникальном процессе очищения.
В тот момент, когда речь зашла об осквернении
через прикосновение к мертвому телу, Моше побледнел.
«Владыка Вселенной! — вскричал он, — если человек
осквернит себя этим, как же он очистится?»
(Мидраш)
В этот Шаббат мы читаем главу Торы, которая рассказывает об очищении пеплом красной коровы. Существует немало форм духовной нечистоты различного уровня. Один из самых опасных уровней нечистоты достигается путем контакта с мертвым телом. В былые времена для получения права войти в Священный Храм тот, кто коснулся трупа, должен был подвергнуться процедуре очищения, заключающейся в окроплении водой, смешанной с пеплом, полученным от сжигания красной коровы. Мы читаем об этом на этой неделе в рамках подготовки к стремительно приближающемуся Песаху; это напоминает нам о необходимости достичь определенного уровня духовной чистоты, который обеспечит нам вход в Храм во время грядущего праздника.
Тора вечна. Несмотря на то что некоторые заповеди (например, те, что касаются Храма) актуальны лишь в определенные времена и при определенных условиях, они относятся ко всему народу. В Песах, «время нашей свободы», мы стремимся к личному освобождению. Мы ищем духовный, осмысленный путь; хотим освободиться из-под гнета «внутреннего фараона», который делает все возможное, чтобы воспрепятствовать нашему приходу к горе Синай и получению Торы. Наша подготовка к грядущему избавлению начинается с очищения пеплом красной коровы.
Моше Рабейну понимал природу смерти на глубинном уровне. Именно поэтому во время беседы с Б-гом он пришел в замешательство по поводу законов очищения после прикасания к мертвому телу. «A вы, верные Б-гу, Всесильному вашему, живы вы все ныне» (Дварим 4:4). Б-г является источником жизни, поэтому все, кто связан с Ним, живы. Наши мудрецы говорят: «К праведникам даже после их ухода из жизни относятся как к живым. А грешники, даже будучи “живыми”, считаются мертвыми». Духовная нечистота, возникшая хотя бы даже в результате ассоциации с мертвым телом, так сильна потому, что представляет собой метафору, определяющую человека, вредившего самому себе в течение всей жизни, лишенной Б-жественной цели. Сам Моше не мог представить себе, какой процесс очищения сможет избавить человека от столь тяжелого осквернения!
Но Всевышний объяснил Моше, что жизнь после смерти все-таки существует. Совершив процесс очищения пеплом красной коровы, мертвый с точки зрения духовности человек может наслаждаться жизнью, полной смысла и имеющей цель.
Особый статус красной коровы, ее качество, позволяющее вернуть жизнь мертвому с духовной точки зрения человеку, абсурдны — поскольку она имеет отношение к заповеди, лишенной какого-либо смысла. Когда царь Шломо, самый мудрый человек в мире, размышлял о смысле заповеди красной коровы, он в конце концов воскликнул: «Я говорил, что стану мудрым, но этой заповеди я не могу постичь». Многие заповеди, данные нам Творцом, сложно понять, но заповедь красной коровы превзошла их все…
Тот, чья связь с Б-жественным источником утрачена, может восстановить ее только одним способом: полностью посвятив себя Всевышнему. Эта преданность выражается в стремлении несмотря ни на что следовать наказам Б-га, вне зависимости от того, насколько человеку удобен и приятен такой образ жизни. Ограниченный разум человека ни в коем случае не может стать опорой для связи с всеобъемлющим и вечным Б-гом.
Свобода, которую мы получаем во время праздника Песах, доступна всем. Тем не менее в первую очередь мы должны воссоединиться с источником жизни, усвоив урок заповеди о красной корове.
Нафтали Зильберберг