Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.03.2010
«Почему раввины добавляют к Торе так много новых законов? Ведь то, что Хава, не имея на то никаких оснований, по-своему интерпретировала законы Всевышнего, привело Адама и Хаву к греху, не так ли?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман
Вопрос конечно интересный. На самом деле Моше Рабейну предупреждал евреев о том, что они не должны ничего добавлять к законам Торы. Он говорит: «Не добавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого». В Торе перечислены все повеления и запреты, один из которых — «не пытаться их приукрасить».
Рабби Моше бен Нахман (Рамбан) (1194 — ок.1270) задает следующий вопрос: если это так, для чего раввины устанавливают ограничения, добавляя их к законам Торы? Например, в Торе существует список запрещенных кровосмесительных связей; а раввины этот список расширили. Тора запрещает работать в Шаббат; а раввины говорят: если на время Шаббата эта вещь тебе не нужна — даже не прикасайся к ней! То же самое происходит и с законами кашрута, и с другими запретами. С течением времени ограничений становится все больше. Рамбан подчеркивает, что подобные ограничения очень важны и необходимы «...пока мы знаем, что это ограничение, а не прямое указание Б-га, описанное в Торе».
Эти ограничения не указаны в Торе, но они, тем не менее, являются частью ее — потому, что сама Тора указывает на необходимость устанавливать подобные «ограждения», когда в этом есть необходимость. В Торе сказано: «Отдаляйте же сынов Израиля от нечистоты!», «Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте!» И это значит, что, если духовные лидеры считают, что у нынешнего поколения больше искушений, чем у предыдущих поколений (или евреи уже не могут соблюдать предосторожность, как прежде), значит пришло время добавить несколько ограничений, чтобы удержать народ от возможных нарушений закона.
Люди решают деловые вопросы в Шаббат? Значит нужно объявить деньги и все их производные «вне закона» в течение всей субботы. Женщины подвергаются сексуальному домогательству? Значит, необходимо запретить мужчинам уединяться с женщинами, которые не являются их близкими родственницами.
Запреты без дополнительных ограничений подобны книге без переплета (с выпадающими страницами), или хрустальной статуе, выставленной на всеобщее обозрение без ограждения или охранника, или прекрасному саду, разбитому в центре города и не огороженному забором.
Тем не менее, Рамбан отмечает важную деталь: мы должны знать, где заканчивается ограждение, и начинается сад.
Хава этого не знала. Она ответила Змею, что «сказал Всесильный: не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете». Поэтому когда Змей подтолкнул ее к дереву, и она съела плод и не умерла, ее доводы оказались беспочвенными. И теперь Змею оставалось лишь объяснить Хаве, что «истинной причиной» запрета есть плоды этого дерева было нежелание Всевышнего допустить, чтобы она познала мир на Его уровне — и Хава попалась в ловушку хитрого Змея.
В Мидраше сказано, что в это момент забор рухнул, и сад был уничтожен.
Что случилось с Хавой?
Как бы то ни было, вернемся к Хаве. Как ей удалось принять за наказ Всевышнего свое собственное «ограждение»? Некоторые комментаторы предполагают, что это ограничение установила не Хава, а Адам, ее чрезмерно осторожный муж, который именно таким образом разъяснил ей запрет Б-га. Выходит, что когда Адам услышал от Создателя этот наказ, Хавы не было рядом. Эта версия неубедительна: ведь, насколько нам известно, до того, как Хаву и Адама разделили, она, хоть и была его частью, но имела свой собственный разум.
Как бы то ни было, я хочу разобрать этот вопрос на более глубоком уровне и прийти к другому, возможно более убедительному объяснению. На самом деле, оно основывается на риторическом вопросе, который занимает хасидов ХАБАДа. Вопрос звучит так: что плохого в том, чтобы добавлять ограничения к законам, которые нам дал Всевышний? Что ужасного в том, что Б-г говорит: «Мне не нравится, что вы едите это и то?» А мы отвечаем: «Если Ему это не нравится, наверняка Он не будет в восторге, если мы будем есть и другие вещи, которые так похожи на то, о чем Он говорит»? Что плохого в дедуктивном методе мышления? Если бы Ему нужны были роботы, Он создал бы нас именно роботами. Очевидно, Он хочет, чтобы мы руководствовались здравым смыслом, не так ли?
В конце концов, если учитель просит вас написать сочинение объемом в пять страниц, а вы укладываетесь в шесть — разве за это снижают оценку? Или если отец просит вас постричь газон, а вы при этом еще и подрезаете кусты — так уж ли это плохо? Возможно. Если учитель старается научить вас быть кратким. Или отец хочет, чтобы кусты подрезал ваш брат. Но если бы так все и было, вам бы наверняка было известно об этом. Но когда речь идет о Бесконечном Б-ге и бесконечной мудрости, постичь которую мы не в силах, мы теряемся.
На самом деле, все намного серьезнее. Заповеди — это не набор действий, которые мы должны совершать потому, что этого хочет Творец, и у каждой из них есть глубокий смысл. Заповеди сами по себе являются мотивами. Всевышний создал их не для того, чтобы они служили иным целям. Напротив, все созданное Им существует для того, чтобы исполнять Его заповеди. Всевышний не говорит: «У нас есть проблема. Нужно быстро установить все необходимые запреты и ограничения». Скорее наоборот: Он дал нам повеления и запреты и создал мир, в котором существуют препятствия, которые мы должны преодолеть. То же произошло с Древом Познания: Ему не пришлось создавать дерево и сообщать Адаму, что плоды с этого дерева есть нельзя. Скорее наоборот: «Будет лишь одно дерево, плоды которого они не смогут есть».
Заповеди даны нам не для достижения туманных целей; они являются исходными причинами для всего остального. С этого начинаются и на этом заканчиваются все доводы и мотивы. Верно и то, что существуют заповеди, для которых Тора приводит обоснование, но есть и такие повеления, которым мы не можем найти логического объяснения. Это касается как простых вещей (красть нехорошо, потому что это противоречит нормам человеческого общежития), так и мистических (смешивание льна и шерсти пагубно влияет на Б-жественные сфирот).
Но все это уже является следствием. Всевышний создал мир вокруг заповедей и они приобретают смысл в тот момент, когда человек начинает понимать, как работает эта система. На самом деле, сначала были созданы заповеди, и лишь затем появилась система и ее обоснования.
Прекрасно, что это понимание дает нам более глубокую связь. Если бы заповеди были даны нам по какой-то причине, мы получили бы лишь объяснение с точки зрения Б-га. А поскольку Он пребывает за пределами рациональной аргументации, у нас могло бы и не быть Его. Он был бы связан только с теми заповедями, которым нужно было бы обоснование — и оно (учитывая, что Он — Б-г) было бы недостаточно логичным. Но, поскольку заповеди являются исключительно Его желанием, чистым и незамутненным, с каждой совершаемой нами заповедью (или соблюдаемым запретом) мы обретаем Б-га в самой Его сути.
Вернемся к Хаве. Она услышала слова Б-га: «Не ешьте плодов этого дерева. Если будете есть, в тот же день умрете». Она приходит к выводу, что это очень плохое дерево. Это дерево-убийца. Если его плоды убивают, значит его нельзя даже трогать. Чтобы понять волю Всевышнего, Хава применила простую человеческую логику. Она сказала Змею следующее: «Нам нельзя есть от дерева и прикасаться к нему, иначе умрем», подразумевая, что плоды этого дерева запрещены, чтобы тот, кто захочет отведать их, не умер. На самом деле, этот запрет не имел никакого отношения к Б-гу — кроме того, что Он предупредил Адама и Хаву о возможной опасности. Уже перед этим разговором Хава потеряла Б-га, потому что была слишком умна; теперь же она купилась на слова хитрого змея.
Это могло случиться с каждым: несмотря на то, что евреи — умный и интеллектуально развитый народ, а изучение Торы — занятие не из легких, как только еврей начинает думать, что он познал всю Тору, он теряет ее. Потому, что он теряет ее Б-жественную суть.
Вот что имел в виду Моше Рабейну, говоря: «Не добавляйте к тому». Он не препятствовал установлению ограничений — тем более, что часть из них он установил сам; он предостерегал нас от совершения попыток «углублять логику Б-га» в отношении того, о чем Он никогда не упоминал. Не пытайтесь предвосхитить замысел Творца. Принимайте Его таким, какой Он есть, а не таким, каким вам хотелось бы Его видеть. И тогда вы обретете истинного Б-га, а (не дай Б-г) не идола.
Где не нужны «заборы»
Рассмотрим еще один вопрос, перед тем как закрыть эту тему: после всего, что уже сказано и сделано, может быть для Хавы ( и/или Адама) было бы проще добавить еще одно ограничение к запрету Всевышнего? Таким образом, мотивы Хавы, возможно, были бы не так чисты, но — по сути — что же в этом плохого?
У Ребе на этот счет есть отдельное мнение. Он говорит, что ограничения хороши только когда они необходимы. К примеру, когда снаружи темно — в физическом или духовном смысле — и люди не могут отличить добро от зла именно по причине кромешной тьмы, полной загадок и искушений. Поэтому, по мере того, как евреи окончательно оказались в изгнании, ограничений становилось все больше.
В нашем случае речь идет об Эдемском Саде, где нет места злу. Доказать это просто: как только Адам и Хава столкнулись со злом, им пришлось покинуть райский сад. В этой истории ограничения не просто были не нужны — они были лишь помехой.
Помехой чему? Работе, для выполнения которой Адам и Хава оказались в саду. Они должны были «возделывать его и хранить его». То есть преобразить и облагородить все уголки сада, включая то самое дерево. Поэтому, возведя вокруг дерева дополнительную ограду, они тем самым не спасли бы положение — таким образом они скорее пытались бы уйти от ответственности.
В Иерусалимском Талмуде сказано, что, пройдя свой жизненный путь в нашем мире, каждый человек предстает перед Небесным Судом, которому он должен объяснить, почему не ел кошерную пищу, данную Б-гом. В конце концов, в его жизни присутствовало немало кошерной еды, которую он мог съесть, произнеся благословение и насытиться ею ради Торы и заповедей. Если это так, почему же он не использовал данные ему возможности?
Это относится и к тем из нас, кто всю жизнь занимался приобретением определенных навыков и развитием талантов. Многие из нас вели подобный образ жизни до того, как начали соблюдать законы Торы. Конечно, можно было бы сказать себе следующее: «Все это в прошлом. Сегодня я просто хочу учить Тору/создать хорошую еврейскую семью/исполнять заповеди. Зачем мне возвращаться к музыке/искусству/танцу/науке/языку эскимосов? Все эти вещи будут тянуть меня в прошлое».
В такой ситуации все мы получаем хороший урок: если Всевышний посадил этот цветок в твой сад, Он сделал это для того, чтобы ты ухаживал за ним и вырастил его. Он дал тебе набор талантов, возможность приобрести полезные навыки — для достижения определенной цели. Можно предположить, что игнорирование своих возможностей — очень святая, благородная и религиозная позиция, но на самом деле, такое поведение — одна из форм разговора со змеем. И вытаптывания цветов.