Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.04.2010
Несмотря на совпадение интересов (ведь большая часть того, что подходит человеку, угодно и Б-гу) хасидское учение не допускает существования принципа «живи и давай жить другим». Ничто человеческое не может это изменить. Мы не «просто люди», мы часть Б-жественного; и та наша часть, которая вечна, не удовлетворится просто хорошим. Мы должны подняться выше предопределенного уровня человеческой доброты, увеличить первоначальную ценность «фабричных» установок, с которыми мы пришли в этот мир. Мы должны быть Б-жественными, а не земными.
Животное живет, руководствуясь инстинктами, оно не принимает решений, не совершает ошибок; по сути вообще ничего не «совершает». Львы едят зебр, а крысы роются в мусорных баках. Нас это может раздражать, но мы не злимся по этому поводу; ведь они просто так живут. Но мы никогда не должны становиться крысами. Нам не следует останавливаться на том, чем мы занимаемся, по той лишь причине, что мы были запрограмированны таким образом.
Разумеется, по большей части наши склонности позитивны, но в случае, если они – всего лишь наши естественные свойства, это не наша заслуга, потому что мы ничего не «делали». Трава продолжает расти, а ангелы восхваляют Всевышнего, потому что у них нет альтернативы, они запрограмированы на это. Но мы должны добиваться большего. Пассивно позволить нашим талантам и врожденному потенциалу раскрываться по стандартной схеме — значит не оправдать надежд, которые Создатель возложил на нас, доверив нам часть Себя.
Книга Ваикра начинается с изложения законов жертвоприношения. Всевышний хочет, чтобы мы принесли Ему в жертву животное, то есть свои природные инстинкты; чтобы мы вели осознанную жизнь, совершая поступки, превосходящие неизбежное. Вот какими словами сопровождается положение о порядке жертвоприношений: «Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу...» В данном случае речь идет не просто об отказе от плохих привычек, но о совершении действия, выходящего за пределы «логично» ожидаемого; об ориентации на нашу Б-жественную, способную к развитию сторону.
Авода (служба) — один из столпов, на которых стоит наш мир (Пиркей Авот, 1:1). Он включает в себя процесс жертоприношения и его личное сравнение, обязанность вывести его за пределы интуитивного.
Когда череда неудач внезапно сменяется успехом, когда отец и сын воссоединяются после тридцатилетней разлуки, они совершают неожиданный поступок. Они становятся свидетелями чуда, служат Б-гу, вместо того чтобы поддерживать свой инстинкт выживания, становятся свободными людьми. Прежняя линия поведения неизменно заканчивалась неудачами, теперь же они перешли грань привычного, в результате чего сделали очевидным присутствие Б-га в нашем мире.
Последовательность чисел 2, 4 и 6 не означает, что следующим числом будет 8. Мы способны достичь того, о чем даже не мечтали, ведь разрушительный опыт прошлого не является гарантией негативного результата в будущем.
Поэтому нам нужно быть не «просто людьми»; скучными роботами, в программе которых на всю жизнь заложен повтор заученных действий. Мы способны изменить шаблон, отказавшись от животных импульсов, которым мы послушно следуем, принеся их в жертву и наблюдая, как дым поднимается к небу. Конечно, за пределами уже известного, удобного и знакомого человек чувствует себя неуютно, и ему всегда проще оставить все «по-старому, как есть», но именно там, за пределами, все наши действия приобретают дополнительную ценность и мы создаем пространство для пребывания Всевышнего в этом мире.
Барух Эпштейн