Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.05.2010
[В первый день месяца сиван] Моше не говорил с народом Израиля,
потому что евреи были слишком уставшими от путешествия
(Талмуд, тр. Шаббат 86b).
В первый день месяца сиван 2448 года от Сотворения мира (1313 год до н.э.), спустя шесть недель после Исхода из Египта, народ Израиля стоял у горы Синай. Еще через шесть дней евреям открылся Всевышний, даровавший им Тору. С тех пор 6-7 сивана мы отмечаем праздник Шавуот, называемый также «днем Дарования Торы».
В 19-й главе книги Шмот мы читаем о последней неделе подготовки к раскрытию Всевышнего на горе Синай. Проанализировав временные промежутки, заданные в Торе, наши мудрецы в Талмуде (тр. Шаббат 86b-8a) разложили все события на шесть дней — с 1 по 6 сивана, и составили следующую хронику:
1-е сивана. Моше не говорил с народом Израиля, потому что евреи слишком устали от путешествия.
2-е сивана. На закате Моше поднялся на гору Синай. Вернувшись, он передал евреям слова Всесильного: «Вы видели, что сделал Я Египту; вас же Я поднял на орлиных крыльях и принес вас к Себе. А теперь, если вы будете слушать Меня и соблюдать союз Мой, будете Мне избранным из всех народов, так как Моя — вся земля. И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым» (Шмот 19:4-6). Этими словами Б-г выразил Свое желание того, чтобы мы стали избранным Им народом. Этот день в нашем календаре носит название «Йом а-меюхас» («День Назначения»).
3-е сивана. Всевышний повелел Моше Рабейну построить забор вокруг горы Синай, отметив границы для каждого из колен, которые должны стоять там, когда Создатель откроет Себя и даст народу Тору. Коэнам (священникам) было разрешено стоять ближе остальных евреев, Аарону — ближе чем коэнам, а Моше Рабейну Б-г повелел подняться на гору (там же, стих 12).
4-е сивана. Еврейский народ получил указание очиститься и освятить себя, подготовиться к Дарованию Торы, отказавшись от супружеской близости, и окунувшись в микву (там же, 14 стих).
5-е сивана. У подножия горы Моше строит жертвенник и заключает договор между Б-гом и народом Израиля. И народ провозгласил: «Все, что говорил Б-г, сделаем и будем слушать Его слова»(Шмот 24:4-8).
6-е сивана. Дарование Торы. «Когда наступило утро, загремели громы и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору... И звук шофара становился все сильнее и сильнее... И сошел Б-г на гору Синай... И говорил Всевышний все слова эти, сказав: «Я Б-г, Всесильный твой, которыл вывел тебя из страны Египетской...» (Шмот 19:6 – 20:20).
Загадочное бездействие
Откровение на горе Синай стало кульминацией и завершением Исхода из Египта. За несколько месяцев до этого, когда Б-г также открылся Моше у горы Синай в горящем кусте и повелел ему вывести еврейский народ из Египта, Он сказал следующее: «Вот тебе знамение, что я посылаю тебя: когда выведешь народ из Египта, вы будете служить Всесильному на этой самой горе» (Шмот 3:12).
С того момента, когда Моше Рабейну принес весть об обещанном избавлении, народ Израиля с нетерпением ожидал раскрытия Б-га на горе Синай. Моше обещал евреям намного больше, чем побег из Египта — от тяжкого рабского труда; он обещал евреям абсолютную свободу — от ограниченности и приземленности материального существования.
Поэтому с того дня, когда евреи вышли из Египта, они буквально считали дни до того утра, когда они соберутся «служить Всесильному на этой самой горе» и в награду получат истину всех истин, которая дарует им свободу. И сегодня мы называем этот период, длящийся 49 дней, «счетом Омера».
В свете этих событий (а точнее их отсутствия) первый день месяца сиван наиболее труден для понимания. Согласно подсчетам, приведенным в Талмуде, в этот день «Моше не говорил с народом Израиля, потому что евреи были слишком уставшими от путешествия». Но природа человека такова, что чем ближе к нам находится цель, тем желаннее она в наших глазах. Спустя шесть недель томительного ожидания и тщательной подготовки к великому дню вдруг все остановилось — просто потому, что евреи устали с дороги! Возможно ли такое, что в тот самый день, когда евреи достигли подножия горы Синай, они не делали абсолютно ничего для подготовки к получению Торы?
Молчание еврейского разума
Рассмотрим внимательнее текст Торы, повествующий о том, что делал еврейский народ первого сивана.
На третий месяц по выходе еврейского народа из Земли Египетской, в этот день пришли они в пустыню Синай. Вышли из Рефидима и прибыли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне; и разбил там Израиль лагерь напротив горы (Шмот 19:1-2).
Комментируя эти строки, Раши отмечает грамматически нестандартное использование слова ваихнан (и расположился станом) вместо ваяхану (и расположились станом) в отношении ко всему народу Израиля. Раши объясняет, что таким образом Тора сообщает нам, что евреи «разбили лагерь как один человек, единодушно, хотя другие стоянки сопровождались ссорами и раздорами».
И действительно, мы читаем о многочисленных ссорах и даже бунтах, случавшихся на протяжении всего периода странствий евреев по пустыне. Но неужели все было так плохо? И все остальные стоянки, а всего их (без стоянки на Синае) было 41, как сказано в 22-й главе книги Бемидбар, сопровождались ссорами, и только стоянка у горы Синай стала счастливым исключением?
Но все расхождения во мнениях и ссоры в народе не нужно трактовать только с негативной точки зрения. Наши мудрецы говорят: Всевышний сотворил человека таким образом, что «как нет двоих похожих внешне, так нет двоих со схожими умом и характером» (Талмуд, тр. Брахот, 58а). Каждому из нас присущ свой образ мыслей и нрав, и одно и то же явление мы рассматриваем по-разному. Причиной расхождений во мнениях не обязательно являются эгоизм и неприязнь; ею может стать искреннее стремление к истине и желание полностью реализовать имеющийся личностный потенциал. По сути, при отсутствии исключительно личных интересов, разногласия и различия могут стать позитивными и даже конструктивными явлениями.
Как бы то ни было, привычное, а иногда и желанное поведение было приемлемо на каждой из сорока одной стоянок, но не в ситуации с разбивкой лагеря напротив горы Синай (потому что важной частью нашей подготовки к получению Торы был и остается отказ от каких-либо различий во взглядах и понимании вещей). Лучшее объяснение причины такого единения появляется после тщательного изучения различий в изучении Торы до и после случившегося в Синайской пустыне. До событий на Синае Тору учили и соблюдали наши предки: Шем, сын Ноаха, возглавлял академию по изучению Торы вместе со своим внуком Эвером; в этой академии обучались наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, которые также основали иешивы. А на протяжении египетского рабства евреи из колена Леви (которые не стали рабами) также занимались изучением Торы (см. Талмуд, тр. Йома 28b, комментарии Раши на Берешит 26:5 и 46:28, комментарии Хизкуни на Шмот 5:4). Это значит, что на Синае, вразрез с общепринятым пониманием, нам не был дарован свод законов и кладезь мудрости, о которой ранее не было известно ничего. На самом деле получилось так, что евреи стали свидетелями Б-жественного раскрытия, которое в корне изменило их отношение к Торе.
До Синая разум человека был инструментом постижения Торы. Б-жественная мудрость вкладывалась в слова и мысли, понятные человеку, который, в свою очередь, стремился постичь их на доступном для него уровне. Поскольку разум каждого из нас уникален, масштаб и глубина понимания Торы индивидуальны. Разумеется, никакой разум не был способен постичь всю Тору, ведь никто и никогда не мог в полной мере осознать безграничную мудрость Творца. Но на Синае Всевышний Сам даровал нам Тору, целиком и полностью. Он решил поделиться с нами Своей мудростью, невзирая на ограниченность нашего интеллекта. В тот момент и Моше, и самый простой еврей были равны. Равны в неспособности постичь суть Б-жественной мудрости, в том, что Б-г дал им возможность понять все значение Своего дара, вложив бесконечность Своей мудрости в самые простые слова Торы, звучащие из уст самых простых евреев.
Для того чтобы должным образом подготовиться к дарованию Торы на горе Синай, еврейский народ должен был отказаться от индивидуальных особенностей и способностей. Евреям пришлось трансформировать активное понимание Торы в пассивное принятие ее, как дара Небес.
Поэтому первый день месяца сиван, когда евреи пришли к подножию горы Синай, все же не был полностью лишен событий. Скорее наоборот, это был день интенсивной подготовки, включившей в себя беспрецедентный вид деятельности: евреи ставили лагерь, который был бы «как один человек с одним сердцем». Их целью было не просто достижение всеобщего согласия («как один человек»), но и понимание того, что каждый должен отказаться от своей точки зрения, взгляда на мир и интуиции, и принять единое, безличное восприятие («с одним сердцем»). Это стало наиважнейшей частью подготовки к принятию Торы.
Это путешествие было самым утомительным. И речь идет не столько о фактическом переходе из Рефедима в пустыню, который так истощил евреев, сколько о психологическом и духовном переходе от шестинедельной активной подготовки к полному бездействию. В этот день Моше Рабейну не говорил с народом Израиля, и его молчание о порядке дня говорило за него: евреи должны были выйти за границы своего понимания Торы и стать «пустыми сосудами», готовыми получить дар Творца.
Возвращение к себе
Сразу после первого сивана, великого дня, в который ничего не произошло, последовали пять дней активной подготовки. Изначально индивидуальность человеческого разума препятствует восприятию бесконечной и непостижимой Б-жественной мудрости. Но когда мы раскрываем себя для получения Торы Всевышнего, мы должны «оживить» свои индивидуальные способности, чтобы понять и принять этот дар.
Конечно, различия, так или иначе, проявятся. И Моше, и Аарон, и коэны, и простые евреи остаются на своем уровне. Да, все они приняли сущность Торы, но применить ее в жизни возможно, основываясь лишь на личном восприятии и опыте.
Основано на учении Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com