Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.07.2010
В эпоху Первого Храма духовное состояние людей находилось на весьма высоком уровне. И их стремление испытать духовный восторг приводило к тому, что они служили языческим богам.
Много столетий спустя рабби Ицхак Лурия (святой Ари) говорил, что в течение 500 лет, начавшихся с насильственного обращения евреев в христианство под давлением крестоносцев, и закончившихся изгнанием из Испании, души вернулись в наш мир, чтобы пройти процесс исправления. Многие из тех, кто предпочел мученическую смерть, были людьми интеллектуального труда — и для философа не было испытания серьезнее, чем отдать свою жизнь ради освящения имени Всевышнего. Многие выбирали смерть, и таким образом их души получали прощение.
Святой Ари раскрыл секрет мудрости и исправил мир таким образом, что все души исцелились и исправлять их уже не было необходимости. Из этого следует, что со времени жизни Ари все страдания еврейского народа не были ни наказанием, ни исправлением. А для чего же они нужны?
Неизвестно.
Мы знаем только то, что ничего не знаем.
***
Сначала было наказание. Были пророки, предупреждавшие людей о грядущем наказании. Были люди, понимавшие тяжесть своих поступков, но продолжавшие нарушать запреты, потому что наказаний без осознанного намерения не существует. Поэтому в период до разрушения Первого Храма существовало наказание.
Но затем наступило время, когда пророков не стало, и некому было предупреждать народ. Людей, грешивших сознательно, было очень мало. Страдания еврейского народа со времен Второго Храма нельзя было назвать наказанием. Они получили другое определение — тикун (исцеление, исправление).
Затем появился великий Ари, обладающий скрытым знанием. По словам последователей Ари, его учение исправило мир, вследствие чего все души исцелились и в дальнейшем исправлений уже не требовалось.
По мнению Миттелер Ребе (рабби Дов-Бера), из этого следует, что все страдания, выпавшие на долю еврейского народа со времен Ари, не являются ни наказанием, ни исправлением. Если это так, что символизируют эти страдания?
Мы не знаем этого.
Мы знаем только то, что ничего не знаем.
Но если человек чего-то не знает, означает ли это, что этого не существует? Если мы не можем понять причину — значит ее нет?
Или это значит, что нам следует быть скромнее — ведь этот мир был создан не нами. Мы должны ждать, и когда все беды закончатся, мы обретем знания Творца.
Цви Фриман