Top.Mail.Ru

От манны к мясу

03.08.2010

Жизнь человека может протекать в двух режимах. В первом происходит погружение в духовность, переход за рамки нашего мира. В таком состоянии человек пребывает в спокойствии и мире, в относительном бездействии, как, например, в Шаббат. Второй режим подразумевает активную жизненную позицию, борьбу за улучшение мира и создание лучшей жизни и более совершенного общества.

Шаббат и будние дни являются лишь одним из многих примеров, олицетворяющих два режима жизни. Другим примером может стать время, которое человек проводит в молитвах, и часы его активной деятельности.

Отсылку к этой двойной системе жизнедеятельности можно найти в Торе. Так, в книге Дварим рассказывается о том, как еврейский народ разбил лагерь в пустыне на восточном берегу реки Иордан, неподалеку от Иерихо. Шел последний год долгих странствий, когда Моше Рабейну, которому на тот момент было почти 120 лет, готовил евреев к вхождению в Землю Израиля.

Атфосфера в лагере, собравшем около 600 тысяч семей на площади свыше 3 тысяч гектар, была незауряднойКомментарий. В центре лагеря стоял Мишкан, сделанный из золота, серебра и кедра, и украшенный декоративными тканями. Мишкан был прообразом Храма, который позднее был построен в Иерусалиме. Днем над лагерем стояли облака, а вечером — огненный столб, символизирующие Б-жественное присутствие. Евреи часто собирались вместе и слушали Моше Рабейну, чьи диктуемые Б-гом речи записывались в книгу Дварим.

Что ели евреи? Манну с Небес. Каждое утро, за исключением Шаббата, неплодородная земля пустыни была покрыта мягкой кристаллообразной субстанцией, которую евреи собирали и ели. У манны был прекрасный вкус. Как говорят наши мудрецы, евреям достаточно было подумать о любом блюде, и манна тут же приобретал его вкус. Когда человек ел манну, он чувствовал, что его еда — нечто духовное. У манны не было качества настоящей еды, но, питаясь манной, евреи чувствовали себя святыми.

Такая духовная атмосфера в разбитом посреди пустыне лагере не могла сохраняться вечно. У Б-га была цель — привести евреев в Землю Израиля, где они должны были пахать и сеять, выращивать и пасти скот. К тому же, еда должна была стать для людей желанной. Евреи должны были наслаждаться едой не только духовно, но и физически.

Эта перемена символически отображена в том факте, что только после того, как евреи вошли в Землю Израиля, они смогли питаться обычным мясом. В пустыне мясо употреблялось в пищу только во время обряда жертвоприношения. В Торе есть специальный раздел, где говорится о том, как следует есть «желанное мясо» после вхождения в Землю Израиля. Там же упоминаются законы шхиты, законы кошерования мясаКомментарий.

Задача евреев, как народа, заключается не только в том, чтобы сохранить в себе духовную атмосферу, в которой пребывали наши предки в пустыне, блюсти Шаббат и читать молитвы. Все это нужно нам как в контексте истории, так и применимо к будничной жизни. Мы должны уметь жить в условиях современного мира, работать над тем, чтобы сделать его лучше. Этот процесс подразумевает умение наслаждаться жизнью.

Мы приносим Б-жественность и святость в этот мир, равно как и в наши собственные желания. Законы Торы, среди которых законы шхиты и кашрута, приходят в нашу жизнь, в наши земные заботы, предавая им святости. И речь идет не о святости, сопровождавшей нас в течение 40 лет странствий по пустыне с облаками и огненными столбами, а о чем-то большем: мы превращаем этот мир удовольствий и желаний (а иногда и искушений) в место пребывания Б-жественного. Это и есть наша главная задача — как и переход от манны к мясу, переход от духовного режима к режиму материальномуКомментарий.
 
Тали Левенталь
{* *}