Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.08.2010
Свобода выбора — один из основных принципов иудаизма. На этом же принципе основана и любая юридическая система. Робот или компьютер не получают награды за выполнение благородной миссии и не заслуживает наказания за выполнение безнравственного задания. У нас нет тюрем для компьютеров, распространяющих вирусы… Как похвала, так и порицание в этом случае полагаются программистам.
Если бы человек был роботом, незапрограммированным на свободу выбора, он бы не подвергался наказаниям. Разумеется, преступные элементы общества так или иначе содержались бы в своего рода исправительных учреждениях. И не потому, что их бы обвиняли в недостойном поведении, а для того, чтобы оградить от последствий их поступков остальных членов общества, — по принципу, согласно которому преступников изолируют от общества, но обвинять их было бы не в чем. Ведь льва или орла нельзя осудить за хищную натуру, точно так же, как невозможно хвалить дельфина за добрый нрав.
Сегодня бытует мнение, что в большинстве случаев в основе асоциального поведения лежит дурная наследственность, неудачный набор генов. Сам факт того, что на протяжении истории во всех цивилизациях применялись карательные санкции по отношению к преступникам, свидетельствует, что человек всегда был способен интуитивно отличить добро от зла и выбрать верную линию поведения. Следовательно, он несет ответственность за свой выбор.
Верен ли подобный подход? Действительно ли человек пользуется дарованной ему свободой выбора? Существует ли различие между человеком и остальными творениями Б-га, для каждого из которых Он задал определенный набор качеств, будь они, с общепринятой точки зрения, хорошими или плохими?
Сегодня мы то и дело слышим, что практически за все случаи асоциального поведения ответственна генетика. Клептоман или педофил, толстяк, гомосексуалист, легковозбудимый человек, склонный к депрессии и прочие стали таковыми исключительно по причине генетики. А если не генетики, значит, трудного детства. Возможно, в юности он потерял любимого человека, его третировали родители, он вообще воспитывался в неблагополучной семье или не получил достаточного внимания от учителей. Если же причины, объясняющей его деструктивное поведение, не нашлось, значит, у него просто не хватило денег на психолога получше, который поставил бы ему правильный диагноз и объяснил бы этому человеку, почему его нельзя ни в чем обвинить…
Поэтому Б-г говорит нам: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». На самом деле, свобода выбора — способность, не свойственная человеку от природы; как правило, он должен быть вынужден вести себя в соответствии со своей природой, сочетающей в себе генетику и жизненный опыт. Каждому из нас Б-г говорит: «Не важно, какова твоя природа, воспитание и умственные способности, не имеет значения, сколько трудностей ты преодолел, Я ручаюсь за то, что ты можешь быть таким же святым, как Моше». Тот же принцип действует и в противоположном направлении: даже если человек вырос в семье праведников и по природе своей расположен к совершению праведных поступков, он способен сделать неверный выбор и уклониться от пути Б-га.
Никогда нельзя думать, что «мне не стать духовным человеком, на том основании, что у меня другая природа». Природа каждого из нас — своеобразное испытание, на преодоление которого Б-г дает нам силы.
Нафтали Зильберберг