Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.10.2010
Спорить с Б-гом — смертный грех? Задавать вопросы Всевышнему — кощунство? Однако ведь Авраам так и делал. Он не искал личной выгоды, но просил за население Содома, которое Создатель намеревался уничтожить за грехи. Авраам олицетворял хесед — воплощение добра и сострадания. Он пытался спорить с Творцом, прося Его отменить приговор жителям печально известных городов Содома и Гоморры.
«Вместе с грешниками Ты уничтожишь и праведников? — вопрошал он у Б-га. — Неужели Судья всей земли не будет судить справедливо? Неужели погубишь и не простишь места сего, если в нем найдется пятьдесят праведников? А если сорок пять? Сорок? Тридцать? Двадцать? А десять?» В конце концов, Авраам не может найти и десяти праведников в этих городах и сдается. А затем мы читаем, что Авраам шов лемекомо: «И Авраам возвратился в свое место». Безуспешно попытавшись спасти ситуацию, он признал свое поражение и удалился к себе.
Однако у этих слов Торы есть и другое объяснение. По одной из версий, слова «и Авраам возвратился в свое место» означают, что он вернулся к своему образу жизни, к своим традициям. А в чем заключались его традиции? В защите слабых, в помощи бедным и попавшим в беду, даже если они не были праведниками. Авраам не желал утратить свою веру. Он вернулся к своему обычному образу жизни, несмотря на то, что его попытка спасти людей не увенчалась успехом.
Что происходит с нами в случае неудачи? Мы обижены и мрачны, мы сдаемся. Но такое поведение никогда не приводит к успеху. Оно не приводит ни к чему. Все бесполезно, так ради чего стараться? Нужно просто признать свое поражение… Но Авраам был другим. Он не мог отказаться от своих принципов. Да, попытка провалилась, но он не перестает бороться за правосудие. И он продолжит защищать этих людей до последнего. И не перестанет обращаться к высшей инстанции в этом мире — к Всесильному Б-гу.
Авраам учит нас не терять веру, не сходить с выбранного пути и не отказываться от искренних убеждений. Если мы верим в идею, мы должны поддерживать ее даже в том случае, когда нам известно, что награды не будет. Если вы уверены в правильности своего выбора — держитесь его, вне зависимости от того, к чему он может привести.
Придерживаемся ли мы твердо своих убеждений только тогда, когда нам это выгодно? Или мы храним святость потому, что верим, что наш выбор ведет к правильной жизни? А может, мы ждем вознаграждения за хорошее поведение? А что будет, если мы так и не получим награду? Мы обидимся, разочаруемся и разозлимся на Б-га?
Некоторые люди приходят в религию, вооружившись неверными мотивами. Они ищут волшебное решение всех своих проблем. А когда проблемы исчезают не так быстро, как хотелось бы, такие люди прекращают вести религиозный образ жизни. Не сработало — значит нам не по пути!
Добродетели каждый добивается сам. Ведь важной частью решения является еще и тот факт, что мы засыпаем с чистой совестью. Как говорили наши мудрецы, «наградой за исполненную заповедь является сама заповедь».
Наш праотец напоминает нам о том, что еврей должен делать то, что должен, вне зависимости от результата. Видим ли мы плоды своих трудов, или нет — мы должны продолжать свой путь.
Да будем мы истинными потомками Авраама.
Йоси Гольдман