Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.03.2011
Тора разделена на пять книг не для удобства. Каждая из пяти книг Торы раскрывает особую тему. По мнению Нахманида, в книге Ваикра, которую мы начинаем читать в Шаббат на этой неделе, раскрывается тема заповедей. Большая часть заповедей упоминается и в остальных четырех книгах, но это происходит почти случайно, в повествованиях о тех или иных событиях или при раскрытии главных тем этих книг.
Принимая во внимание тот факт, что Ваикра — «книга заповедей», мы ожидаем, что она начнется с перечисления главных заповедей, составляющих основу обычного дня каждого еврея. Молитва, тфилин, мезуза, законы кашрута и Шаббата — первое, что приходит на ум. В действительности же первые главы книги Ваикра посвящены подробному описанию законов различных жертвоприношений, совершаемых в Храме. Возникает вопрос: почему книга, посвященная заповедям, начинается с перечисления мицвот, которые: а) не являются постоянными для каждого еврея и не практикуются около двух тысяч лет; б) не были частью жизни обычного еврея (посещавшего Храм трижды в году) даже тогда, когда в Иерусалимском Храме совершались жертвоприношения?
Тщательно изучив скрытый смысл заповедей, мы приходим к выводу, что заповеди о жертвоприношениях имеют гораздо более глубокий смысл, чем все остальные. Животное подвержено влиянию сиюминутных желаний и импульсов, оно ни на секунду не задумывается о своих целях, о будущем, о совершенствовании. Его эмоции контролируют разум, используя ограниченные когнитивные возможности для того, чтобы следовать за устремлениями сердца. С другой стороны, человеку дарована способность укрощать свои эмоции, действовать в соответствии с необходимостью, своими целями и амбициями, но не путем удовлетворения минутных потребностей. При этом каждый человек рождается животным и должен многому научиться перед тем, как получит гордое звание «менч» — человек.
Стать «человеком» в истинном смысле этого слова — действительно высокая цель. Мир стал бы намного приятнее и притягательнее, если бы все больше и больше людей стремилось к достижению этой цели. Несмотря на то что заповеди помогают человеку в достижении этой цели, их истинное назначение заключается не в этом. Заповеди даны для того, чтобы соединить животное, ставшее человеком, с Творцом, позволить ему подняться над любыми ограничениями материального и стать освященным — т.е. человеком, ставшим святым. Таким образом круг замыкается, и творение Всевышнего, изначально бывшее животным, становится святым.
Философия Торы не принимает позицию вегетарианского движения, поскольку Тора признает ценность животного, ставшего человеком (которое приобретает ценность в тот момент, когда некто, заслуживший звание человека, употребляет в пищу его мясо). И это становится заслугой как животного, так и человека; в этот момент животное достигает уровня, на который оно не поднялось бы никогда, если бы продолжало пастись на поле.
Момент, когда животное становится святым, — главный смысл жертвоприношений. В этот миг животное становится святым благодаря тому, что оно приносится в качестве жертвоприношения Б-гу.
Заповеди, связанные с жертвоприношениями, задают тон для всей книги, объясняя истинный смысл заповеди.
Нафтали Зильберберг