Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.03.2011
С тех пор как человек впервые научился извлекать огонь при помощи трения, он пытался найти ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Все возможные ответы, вне зависимости от того, верите вы в Б-га, или нет, вписываются в одну из трех категорий: ответ язычника; ответ атеиста; ответ еврея.
По правде говоря, язычники имеют наиболее очевидный ответ. С точки зрения язычников, несчастья случаются с людьми просто потому, что они плохие. То есть, боги наказывают людей за то, что им не нравится поведение того или иного человека. И даже если мы считаем, что несчастный страдалец — прекрасный человек, по мнению язычника, его бог думает по-другому. Значит, мы чего-то не знаем об этом человеке, и он расплачивается за то, что чем-то разозлил одного из богов.
Такая позиция присутствует в большинстве известных мировых религий (но не в иудаизме) и единственная причина, по которой она не завоевывает еще большую популярность, заключается в том, что эта идея сама по себе неутешительна. Неправда ли, вам сложно представить надгробную речь по случаю кончины вашего родственника, в которой говорилось бы, что «все мы считали его хорошим парнем, но сам факт того, что пианино упало ему на голову, когда ему было только 35, говорит сам за себя».
К сожалению, большинство людей думают, что на этот вопрос существует только два варианта ответа — языческий и атеистический. От языческого они могли бы отказаться, но атеистический оказался еще хуже.
По мнению атеиста, у несчастий нет вообще никаких объяснений. Они просто случаются. Ваш родственник, на голову которого свалилось пианино, всего лишь оказался не в то время не в том месте. Ну не повезло ему!
Возможно, так оно и есть, но и тут вы жестоко ошибаетесь.
Представьте себе, что отец возвращается домой и без видимой причины рвет в клочья тетрадь со школьным заданием сына, которое тот готовил целую неделю. Те, кто считают, что становятся жертвами несчастий случайно, невероятно страдают. Ведь если отец так жестоко поступает с сыном потому, что считает, что мальчик может работать усерднее, все выглядит совсем по-другому. Да, в обоих случаях поступок отца слишком суров, но их причины — абсолютно разные. Предположим, отец правильно оценил возможности сына. Значит, мальчик вырастет эмоционально уравновешенным человеком, поскольку в этом случае отец заботится о нем.
Когда вы думаете о том, что вас наказывают родители, начальник, Б-г или сама жизнь, неудивительно, что со временем вы начинаете испытывать чувство глубокого отчаяния. Зачем идти вперед, если в любой момент вас может настичь очередное наказание? Разумеется, проще тому, кто понимает, что несчастье не является случайностью (даже если оно не всегда справедливо). В конце концов, благодаря этой философии в жизни появляется смысл. В этом случае мы можем справиться с жизненными обстоятельствами.
От языческой философии я сразу откажусь. Атеисты, на мой взгляд, оставляют нам жизнь, лишенную какого-либо смысла. Неудача и успех, по их мнению — чистая случайность. Верить в то, что Б-г не управляет нашим миром, и что результаты не зависят от наших усилий, — значит, верить в мир без Б-га. Такая точка зрения в конце концов приводит к отчаянию. Ведь бороться с несправедливостью людей заставляет именно вера в то, что добро рано или поздно восторжествует.
С другой стороны, можно взглянуть на это явление с той точки зрения, что боль делится на две категории: она бывает полной смысла и бессмысленной. Если у боли есть смысл, мы можем преодолеть все, что причиняет ее, потому что нам заранее известна причина, по которой мы должны ее испытывать. Более того, такая боль равнозначна награде, и чем сильнее боль — тем лучше результат. Лучший пример такой боли — рождение детей. Как женщины терпят ее? Они знают, что результат того стоит.
Если же наша боль лишена всякого смысла, мы не пытаемся вытерпеть ее. Если бы в этом и заключался смысл жизни, люди давно бы уже перестали бороться. А когда человек верит в бессмысленность боли — он действительно опускает руки. Мы неспособны преодолеть боль, если у нее нет смысла. Поэтому (в сравнении с философией атеиста) восприятие жизни с позиции язычника придает нашему существованию определенную структуру и смысл.
Иудаизм же предлагает иную точку зрения, отличную от мнений всех религий и философий мира. Ни один мыслитель и представить себе не мог, что сказал Моше своему брату Аарону после смерти двух сыновей последнего.
Несчастья случаются с хорошими людьми именно потому, что они — хорошие. По сути, количество несчастий является знаком того, насколько хорош тот или иной человек.
Любому человеку такой ответ покажется малоприятным. Услышав его, Аарон тоже усомнился.
Давайте рассмотрим это утверждение в деталях. Итак, возможны следующие ответы:
1) несчастья случаются потому, что человек плохой;
2) нет никакого объяснения несчастьям — просто кому-то не повезло;
3) несчастье случилось потому, что человек хороший.
Других ответов нет, как бы нам этого ни хотелось.
В Торе сказано, что когда Моше Рабейну сообщил эту истину Аарону, тот промолчал (Ваикра 10:3).
Тора была бы гораздо объемнее, если бы каждый раз в ней было написано о том, как кто-то промолчал. Для чего она отдельно упоминает тот факт, что Аарон ничего не ответил Моше?
Знаменитый средневековый комментатор Торы Раши объяснил молчание Аарона тем, что он хотел ответить брату, но не сделал этого и получил за это особую награду.
Что же собирался сказать Аарон?
Здесь необходимо упомянуть, что в еврейской традиции не принято сообщать скорбящим свое мнение о причинах трагедии. Мы должны молча скорбеть вместе с ними, если они не просят большего. В такие моменты очень важно избегать философских бесед с теми, кто не может вас услышать. В минуту скорби людям необходим покой, и мы должны относиться к этому с уважением.
Моше и Аарон прекрасно знали друг друга. И Моше, очевидно, понимал, что хотел услышать его брат.
Так что же мог ответить Аарон на слова Моше?
Он, конечно, не мог начать спор, утверждая, подобно язычнику, что его сыновья не были такими уж хорошими людьми.
Он не мог также сказать, что они умерли случайно, как сказал бы атеист.
Ни один из этих ответов не звучал бы лучше слов, сказанных Моше. Значит, еврейский ответ — лучший из всех возможных?
Аарон, наверняка, знал, что слова Моше были лучшим и самым правильным объяснением случившегося. Тем не менее еврейская философия рождает вопрос, которого бы не было, если бы мы остановились на позиции язычника или атеиста. Если несчастья происходят с хорошими людьми, следовательно, это случается во благо. Но… почему это считается благом???
Почему смерть сыновей Аарона стала для них благом?
Аарон хотел задать этот вопрос, но промолчал.
Почему?
По аналогии, миллиардер Уоррен Баффет время от времени разыгрывает свой пиджак в лотерее, а вырученные деньги отдает на благотворительность. И дело не в том, что люди стремятся приобрести предмет одежды, сшитый по последней моде, поскольку Уоррен одевается старомодно и недорого. Дело в том, что в карман пиджака он кладет акции, которые, по его мнению, стоит приобрести.
Предположим, вы выигрываете в лотерее и получаете акции определенной компании. Если вы вскоре после этого встретите господина Баффета, спросите ли вы его: «А почему именно эта компания?»
Если ваши познания в финансовой сфере далеки от уровня Уоррена Баффета, значит, вам стоит купить лотерейный билет, не задавая вопросов. Если же вам не нужен совет мастера, не покупайте билета. Все очень просто: Баффет гений, а вы — нет.
Вот поэтому Аарон и не задал вопрос. Моше сообщил ему, что его сыновья погибли потому, что были очень хорошими людьми. Согласно комментариям Раши, Моше Рабейну сказал: «Теперь я понимаю, насколько они [твои сыновья] лучше тебя и меня».
Случившееся было на благо сыновьям Аарона. И если это подтверждает Моше, Аарону этого достаточно. Именно за это Аарон в итоге и получил свою награду.
Тем не менее мы (в отличие от Аарона) можем задать этот вопрос. Почему смерть сыновей Аарона стала для них благом?
Каждый человек наделен двумя видами способностей: физическими и духовными. К физическим относятся продолжительность жизни и физическая форма, в зависимости от того, какое тело дано каждому из нас. Тело человека — сложный механизм, и все мы питаем те или иные надежды по отношению к тому, на что способны наши тела.
Другая способность — духовная, т.е. то, что мы называем нашим духовным талантом. Все мы можем заставить наши души давать внутренний свет.
Вопрос заключается в том, что для нас печальнее: когда со своими обязанностями не справляется тело или когда отказывает душа? Что бы вы предпочли: прожить короткую, но полную счастья и смысла жизнь, или жизнь долгую, но менее насыщенную с точки зрения духовности?
Иными словами, что лучше — здоровый дух в слабом теле, или наоборот?
Кто-то жертвует почкой ради жизни, полной смысла, а кто-то предает друзей, чтобы наполнить свою жизнь физическими удовольствиями.
Конечно, все мы хотим полноценной жизни во всех ее аспектах, т.е. стремимся прожить долгую жизнь и достичь как можно большего с духовной точки зрения. Тем не менее, зачастую такой выбор перед нами не стоит. Иногда для того чтобы человек мог достичь того, на что способен, он вынужден смиряться с тем, что его жизнь сокращается. К примеру, слепоглухонемая американская писательница Хелен Келлер перенесла немало физических страданий, но стала по-настоящему выдающимся человеком. Нельсон Мандела не достиг бы таких высот, не попади он в тюрьму на такой долгий срок. В мире немало историй людей, которые раскрыли свой потенциал не вопреки своим физическим страданиям, а благодаря им.
Всевышний знал, что эти люди обладают невероятной силой духа, которая искала свой выход, и что без страданий, выпавших на их долю, они никогда не смогли бы подняться на тот уровень, которого достигли.
Такие души живут для того, чтобы дарить окружающим лучшую, полную смысла жизнь. Царь Шломо, Шимшон, Хафец Хаим выбрали свой путь не потому, что хотели легкой жизни или искали тепленькое местечко. Они понимали, что чем выше они поднимались, тем чаще им предстояло жертвовать своими интересами ради других людей.
Для таких личностей даже смерть — если она могла послужить на пользу человечества — стоила того. И это не громкие слова. Спросите своего отца или мать, на что они готовы пойти ради того, чтобы вам было хорошо? И они будут рассматривать любой поступок не как жертву, а как реальную возможность. Все, что мать сделала для своих детей, в ее глазах выглядит наградой, а не потерей.
В заключение остается добавить, что победителем становится не тот, кто стремится прожить спокойную жизнь. Настоящая ценность жизни заключается в том, что мы успеваем сделать в отведенное нам в этом мире время. В противном случае существование того, кто бездумно растрачивает самый ценный свой дар — жизнь — оборачивается трагедией.
Если талантливый музыкант не раскрывает свой талант — для всех нас это настоящая потеря. Тот факт, что гений прожил долгую жизнь, не смягчает боли от того, что он не достиг того, чего мог бы добиться.
И теперь, когда мы ответили на большинство вопросов, остался только один: а сделал ли тот или иной человек все, что мог?
Мы не можем требовать больше, чем он сделал, и у Б-га мы тоже не можем просить большего.
Моше сказал Аарону, что его сыновья сделали все, что могли, и после их ухода просить о большем уже не нужно.