Размышления о маце

18.04.2011

Маца — хлеб, похожий на крекер. Она бывает круглой и квадратной, ручной и машинной. Мацу мы едим во время Песаха. Все это верно, но, по мнению еврейских мудрецов, маца несет в себе гораздо больший смысл: это «хлеб веры» (Зоар II 183b). Что за этим стоит?

На иврите слово «маца» записывается тремя буквами — мем, цади и хей. Первая и последняя буквы слова составляют слово «ма», означающее в переводе «что». Ма олицетворяет служение Б-гу. Говоря о себе и о своем брате Аароне, Моше произносит: «Ва-анахну ма?» — «А мы что?» (Шмот 7:8) Это был риторический вопрос. Что мы? Мы — ничто!

Ма — знак вопроса, но, вместо того чтобы адресовать нам вопрос, это слово оставляет нас в тишине, которая является ответом на все вопросы. Сам ответ давать не нужно, поскольку он подразумевается вопросом и постигается интуитивно. Всевышний велик, а что мы перед Ним?

Таким образом, ма подразумевает смирение, с которым мы признаем свое место по отношению к Б-гу. Интересно отметить тот факт, что ма также является ключевой частью ивритского слова хохма (мудрость). При изучении этимологии слова хохма мы столкнемся со словами коах и ма — «сила чего». Мудрость — это способность человека видеть вещи такими, какие они есть, без прикрас; видеть простую, но подлинную правду о самом себе. Коах ма. Сила [признать, что мы — не более чем] что.

Поиски мудрости, даже в самом житейском смысле этого слова, связаны с необходимостью смирения. Мудрый человек задействует свой разум для того, чтобы постичь что-либо. Понимание начинается с искреннего желания узнать правду. Мы начинаем поиски истины и готовы идти за ней куда угодно. Найдя ее, мы принимаем ее такой, какая она есть, даже если для этого нам приходится переосмыслить все, что до этого казалось таким понятным.

Но не всякому разуму дана мудрость. Царь Шломо писал: «Ани хохма; шахахти орма» — «Я – мудрость; я пребываю в обмане»Комментарий (поскольку иногда к мудрости прибегают для обмана)Комментарий. Некоторые теологи начинают свое «интеллектуальное путешествие», чтобы доказать истинность того, во что они верят. Те факты, которые противоречат их заветным вероучениям, в этом случае просто переиначиваются. Эти люди умны и мудры, но их мудрость не смиренна; она самонадеянна и полна гордыни.

Мудрость сотворена для того, чтобы быть скромным спутником истины. Именно поэтому она названа хох-ма, т.е. сила признания того, что мы — не более, чем что. Те, кто пользуются ею для обмана и высокомерного отрицания истины, оскорбляют мудрость. Не удивительно, что обман на иврите — орма. Разделив это слово на две части, мы получим слова ор и ма, т.е. «обнаженный или неспособный [признать, что мы — не более чем] что». Мудрость, к которой стремятся в поисках истины, — хох-ма, способность [стремиться к] что. Но мудрость, к которой прибегают для самонадеянного обмана, — ор-ма, отрицание что.

Когда мы едим мацу, мы вспоминаем силу ма, которая держит цади с двух сторон в слове маца. Цади символизирует слово цадик, что в переводе с иврита означает «праведник». Когда едят праведники, они вспоминают Всевышнего, который даровал им еду. С другой стороны, обычный человек во время трапезы сосредоточен только на себе; он думает только об удовольствии и удовлетворении своих потребностей. Таким образом, очень многих людей еда склоняет к обману, а праведников — к смирению.

Существует только одно исключение: ман, который был послан нашим предкам в пустыне. Этот хлеб спускался прямо с небес. Благодаря этому, трапезы были сродни общению с Небесами. И вместо благословения, которое обычно читается перед тем, как есть хлеб («выращивающий хлеб из земли»), наши предки произносили: «выращивающий хлеб на небесах». Когда они ели ман, они смиренно признавали тот факт, что их пища была послана им Б-гом. Ман поддерживал в людях смирение и веру.

Наша обычная еда не посылается нам с небес. Мельник перемалывает зерно, выращенное земледельцем. Потом муку, полученную от мельника, замешивают и делают тесто, которое затем пекут. Приходя в магазин, мы покупаем хлеб, испеченный в пекарне. В отличие от мана, рука Б-га скрыта в купленном нами хлебе.

Праведники же ищут и находят в своем хлебе след Б-га. Все остальные благодарят друг друга и насыщаются, совершенно забывая о том, что именно Б-г дает нам дождь, солнце, землю, земледельца, мельника, пекаря и продавца. Они едят этот хлеб, самодовольно игнорируя тот факт, что наше мастерство, энергия и тяжелая работа дарованы нам Б-гом. В этом заключается не хох-ма — смиренное стремление к истине, а ор-ма — искажение фактов. Это не мудрость, а ложь и тщеславие.

Маца также является исключением из правил, потому что слово маца означает смирение. Буквы этого слова указывают на цадика, который испытывает на себе (смирение) ма. Когда человек ест мацу, он становится цадиком, потому что этот хлеб питает веру.

Маца — хлеб веры. Наши предки ели мацу после Исхода из Египта, потому что они уходили так быстро, что у них не было времени ждать, когда взойдет тесто. Они отправились в путешествие по голой пустыне, не имея с собой из еды ничего, кроме мацы, которую они испекли в спешке. Они верили в Б-га и знали, что Он не оставит их без еды. Так и случилось.

Они ели только мацу, но эта скудная пища чудесным образом насыщала их и давала им силы в течение тридцати дней. Каждый раз, когда они ели мацу, они вспоминали о том, что это не обычная трапеза, а чудо, сотворенное Б-гом. Они преисполнились благодарности Творцу, когда поняли, что их жизнь находится в Его руках. Мы можем и должны сделать все, что в наших силах, чтобы у нас была еда, но, в конце концов, ключ к ней находится в руках Б-га. В этом и заключается смиренное признание веры. По мнению каббалистов, маца — это хлеб, который питает веруКомментарий.

Сегодня, когда мы едим мацу, мы вспоминаем ее необыкновенную историю и ее способность поддерживать нашу веру. Маца является пищей, благодаря которой каждый из нас становится праведником. Трапеза, на которой мы вкушаем мацу, никогда не будет посвящена еде как таковой; она дает нам смирение для стремления к истине. Благодаря ей мы понимаем, что мы — ничто перед бесконечным величием Б-га.

Маца — хлеб, питающий веру.
 
На основе Сефер а-Маамарим 5670, стр. 72.
Лейзер Гурков
Tэги: маца Песах