Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.05.2011
На хасидских свадьбах музыка не отличается разнообразием — гостям предлагается танцевать хору (народный танец) в различных вариациях. Если подумать, этот танец подходит для свадьбы как нельзя лучше. Танцующие держат друг друга за руки, водя хороводы; молодожены надеются провести свою жизнь, поддерживая друг друга, создав по-настоящему счастливую семью. Круг символизирует равенство, поскольку у него нет начала и конца.
Вдохновенный танец
Танцевать хору — прекрасная традиция, но я видел еще более вдохновенный танец. На свадьбе два молодых хасида встали перед женихом и начали замысловатый, но очень проникновенный танец. Название этого чудесного танца мне неизвестно, поэтому я просто назову его вдохновенным. В тот момент все остальные танцы прекратились, и гости с удовольствием наблюдали за молодыми хасидами. Сначала они с почтением поклонились друг другу, а затем медленно сделали круг друг вокруг друга, поочередно посмотрев друг на друга и по сторонам. Потом они начали наклоняться под углом вперед и назад, то смотря в лица друг друга, то отдаляясь.
Этот танец выглядел как рассказ о двух людях, которые очень хотят быть вместе, но еще не готовы к этому. Танцующие приближались друг к другу, но тут же быстро отдалялись. Они вновь сближались, но лишь для того, чтобы еще раз отпрянуть друг от друга. Они не были готовы к тому, чтобы быть вместе, потому что им предстояло многое узнать — как друг о друге, так и о себе. Поэтому они нехотя отрывались и смотрели друг на друга издалека.
По мере нарастания ритма танца учащались и движения молодых хасидов, которые, постепенно двигаясь по кругу, наклонялись вперед и назад, все больше приближаясь друг к другу. Они крутились и вертелись, едва не сталкиваясь. В финале танцоры приблизились друг к другу и обнялись — нерешительно, но с большим чувством. Восхищенные зрители долго аплодировали им в честь триумфа счастья, ознаменовавшего их выступление.
Родня и супруги
Танец молодых хасидов символизировал жизнь в браке. Для семейной жизни необходимы воодушевление, преданность и, прежде всего, непрерывный труд. Брак — никогда не прекращающийся процесс сближения, но, вместе с тем, и бесконечное испытание, преодоление препятствий. В конце концов, в браке соединяются двое — мужчина и женщина, каждый со своим характером и своими привычками, которые зачастую противоречат друг другу.
Любящий союз супругов непостоянен и неустойчив. Он являет собой динамическую энергию, не угасающую только за счет постоянного движения. Она вспыхивает и гаснет, а затем загорается еще сильнее, чем прежде. Как и в описанном ранее танце, у нее есть свои подъемы и спады, взлеты и падения. С другой стороны, в хоре мы наблюдаем устойчивый ритм, близость танцующих и явный недостаток страстей. В ней нет триумфов, она равномерна и ровна, и напоминает отношения родственников, но не мужа и жены.
У родственников есть свой танец. Он лишен страстей, он глубок, прост и понятен. Более того, этот танец вечен. Супруги должны тяжело трудиться, чтобы укрепить свой союз. Но даже если они достигают гармонии, никто не может обещать, что она будет длиться вечно. Эта гармония может утонуть в страсти или погаснуть, застыв на обломках былой любви.
Вдохновенный танец полон творчества и драмы; хора понятна и предсказуема. И мы должны задать себе только один вопрос: с кем мы будем танцевать хору, а с кем — танец вдохновения? Этот же вопрос мы должны задать себе, как сынам еврейского народа. Какой из этих танцев мы танцуем со Всевышним?
Еврей и Б-г
Ответ заключается в том, что с Творцом мы танцуем оба танца. В Песне Песней царь Шломо, описывая нашу встречу с Б-гом, использует две метафоры: «Вошел я в свой сад, сестра моя, невеста» (Песнь Песней 5:1).
Б-г и люди далеки друг о друга — так же, как бесконечность далека от ограниченности. Он Создатель, а мы — Его творения. В этом смысле наш танец заключается в том, что мы рвемся к Нему сквозь бурю и боремся что есть силы, чтобы достичь Его и установить с Ним связь. Но, в то же самое время, наша связь с Б-гом лежит в основе нашего существования. Даже ассимилированный еврей и вероотступник остаются евреями. На самом глубоком уровне мы принадлежим Б-гу. Как родственники, с которыми нельзя развестись, мы всегда вместе, и мы танцуем хору — ходим по кругу, не разрывая объятий.
В Торе еврейский народ назван невестой Б-га. Конечно, это не гарантирует нам вечной связи с Ним. Невесты полны любви и страсти, но брак не обещает вечной преданности, и мы понимаем это, наблюдая за разводами. Тора наделяет евреев еще одним именем. Да, мы — невеста Б-га, но, вместе с тем, — и Его сестра. Наши родственные отношения с Б-гом говорят о том, что наша связь вечна и не прервется никогда.
Каждый еврей — сестра и невеста. Мы, как опытные танцоры, прекрасно умеем танцевать как хору, так и вдохновенный танец.
Две души
Двойственное положение сестры и невесты, двойной танец, который мы танцуем с Б-гом, — это и есть роль каждого еврея. Всевышний даровал еврею две души — Б-жественную и животную. Б-жественная душа является частью самого Творца в теле человека. Мы живем обычной жизнью, неся в себе часть Создателя, которая определяет нашу суть, от которой мы не можем отказаться и которую не можем отвергнуть.
Животная душа присуща каждому человека, и она имеет меньшую власть над всем живым. Эта душа не имеет ничего общего с Тем, кто ее создал, и по природе своей она не свята. Более того, она тянется к материальному и к ней следует относиться с любовью и заботой, будто для нее возможны отношения с Б-гом.
С правильным отношением к себе, наша животная душа может научиться устанавливать связь с Всевышним. Но эта связь не может быть произвольной или постоянной. Будучи связанной с Б-гом, она тянется к Б-жественному, жаждет святости и наслаждается растущим чувством любви. Но эта связь не вечна, она может оборваться так же быстро, как и началась, поэтому она нуждается в постоянной опеке.
Наша животная душа — невеста Всевышнего (или обладает потенциалом для того, чтобы стать ею). Невеста любит вдохновенные танцы, где связь партнеров возможна, но она требует постоянного напряжения и эмоциональных сил. Наша Б-жественная душа — сестра Б-га, которая предпочитает хору и всегда остается на связи с Творцом. Она проста и надежна.
Некоторые евреи преданны Б-гу больше, чем другие и испытывают по отношению к Нему больше чувств, чем остальные; но ни один из евреев не находится к Б-гу ближе других. У Б-жественной души даже самого ассимилированного еврея всегда есть связь с Творцом. Даже после долгой разлуки Б-г обращается со своей сестрой просто и легко.
Все для сестры
В Торе сказано, что первосвященник не вправе осквернять себя посещением похорон (поскольку таким образом он входит в контакт с умершим и принимает на себя нечистоту). Тем не менее Тора делает исключение в том случае, если речь идет о близких родственниках. Круг таких членов семьи узок, но и среди них особое внимание отводится незамужней сестре первосвященника. «И сестрой своей, девицей, близкой к нему, не бывшей замужем, можно ему оскверниться» (Ваикра 21:3).
Образно говоря, эти слова можно сравнить с нашими отношениями с Б-гом — ведь еврейский народ является не только невестой Всевышнего, но и Его сестрой. Мы, как сестра Б-га, близки к Нему и не отдаем себя никому, кроме Него. Первосвященнику разрешено осквернить себя для сестры. Всевышний, самый главный «первосвященник», может стать частью жизни любого еврея — как праведного, так и грешного. Он приходит и к тем, кто танцует с Ним вдохновенный танец, и к тем, кто позволил своей страсти угаснуть, даже если такое вторжение раскрывает перед Б-гом нашу нечистую с духовной точки зрения жизнь.
Но почему Б-гу нужна наша оскверненная грехом жизнь? Потому, что еврейский народ — Его сестра. Даже если наша страсть по отношению к Творцу угасла, мы по-прежнему находимся среди танцующих, что говорит о нашей истинной с Ним связи. И даже если нас одолевают грешные мысли, а поступки наши неправедны, глубоко внутри мы танцуем с Б-гом хору.
Всевышний наблюдает за тем, что мы сделали со своей жизнью, потому, что мы неразрывно связаны с Ним. Да, наш дом разваливается на части, в комнатах царит беспорядок, но Всевышний чувствует себя здесь как дома. Мы ведь одна семья.
Лейзер Гурков