Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.05.2011
Как в еврейской философии трактуется смерть? Каким образом полагается поминать усопших? В современном мире принято воздавать должное умершим, «прославляя их жизнь», а не скорбя. Уместен ли такой подход?
Когда речь об этом заходит в дни счета омера, мнения расходятся. С одной стороны, в эти дни не приняты веселье и праздники, поскольку этот период установлен в память о 24 тысячах учеников рабби Акивы, которые погибли, потому что не уважали друг друга. С другой стороны, в Лаг ба-Омер мы забываем о скорби. Почему же? Потому что в этот день мы празднуем годовщину смерти рабби Шимона бар Йохая! Что же это за двойные стандарты?
У каждого из нас есть тело и душа. Наши тела смертны, но души живут вечно. С чем же ассоциируется «личность»? Она умирает вместе с телом человека или живет вечно, как и душа? Это зависит от того, как человек проживает свою жизнь. Тот, чья жизнь строилась на устремлениях души, на духовности и любви к Б-гу, не умирает. Такой человек переходит в другое измерение, где, освободившись от физических потребностей и материального, он может продолжать существование, наполненное духовностью. Для того же, чьи приоритеты сосредоточены на желаниях тела, на удовлетворении материальных нужд, жизнь обрывается с приходом смерти.
На более глубоком уровне у Торы и заповедей тоже есть тело и душа. «Внешняя» часть Торы, заключенная в Талмуде и еврейском законе, в повелениях и запретах, олицетворяет тело Б-жественной мудрости. Тайное учение Торы и Каббала — это душа Торы. Можно полностью погрузиться в мельчайшие детали логики Талмуда или скрупулезно соблюдать заповеди Торы, но при этом быть оторванным от жизни, подобно бездушному телу. Каббала привносит душу в Тору и мицвот, разъясняя глубокий внутренний смысл каждой заповеди и тот эффект, который она оказывает на сердце и разум человека.
Рабби Шимон бар Йохай был настоящим человеком души. Книга Зоар, каббалистический труд, автором которого он является, по праву считается наиболее значимой работой, раскрывающей душу Торы. Долгие годы своей жизни рабби Шимон бар Йохай провел в пещере, где скрывался от римских властей. В пещере он был лишен возможности исполнять внешнюю часть большинства заповедей Торы. Например, в Песах у него не было мацы, а в Суккот — лулава. Но он концентрировался на «душе» заповедей, их внутреннем смысле; он был окутан Б-жественным светом, который наполняет каждую из заповедей. В день своей смерти Шимон бар Йохай произнес слова, как нельзя лучше описывающие всю его жизнь: «Все дни моей жизни я был привязан к Творцу… моя душа едина с Ним; с Ним [моя душа] пылает; я един с Ним». Такой человек никогда не умирает. И годовщина его смерти — великий праздник, знаменующий бессмертие его личности.
Ученикам рабби Акивы не доставало этого качества. Их неуважение по отношению друг к другу было результатом излишнего потакания материальным желаниям. По сути своей, душа еврея неразрывно связана с душами всех сынов Израиля. Поэтому для человека души любовь и уважение по отношению к другим евреям так же естественны, как любовь к самому себе. Отсутствие этого качества повлекло за собой смерть талантливых учеников рабби Акивы. И, в отличие от ухода рабби Шимона, их смерть была самой настоящей — и мы скорбим о ней по сей день.
Лаг ба-Омер дает нам прекрасный урок: мы должны выбрать жизненный путь, ведущий к бессмертию. А это значит, что нам стоит сделать следующее:
Во-первых, сосредоточиться на своей душе. Слушать душу, потакать ее стремлению вести более одухотворенный образ жизни. Первым шагом для нас станет решение позволить ей выражать свою страсть в ежедневной вдумчивой молитве.
Во-вторых, сосредоточиться на душе Торы. Изучать Каббалу, особое внимание уделяя хасидской интерпретации.
В-третьих, сосредоточиться на душе заповедей. Не ограничиваться их механическим исполнением, но позволять внутреннему смыслу заповеди влиять на наш характер и поведение.
И тогда ваша душа сможет жить вечно.
Нафтали Зильберберг