В еврейской философии постоянно обсуждается вопрос о соотношении между духовной и физической жизнью, между мечтами об идеале и жесткой реальностью. Конфликт этих сфер, а также попытка найти решение этой старинной проблемы отображены в рассказе из Торы, который мы читаем в недельной главе Матот (Бемидбар 30:2-32:42).
После сорока лет странствий по пустыне еврейский народ разбил шатры на западном берегу реки Иордан. Они вот-вот должны были перейти реку и войти в Святую Землю. Евреи из двух колен (Реувена и Гада) пришли к Моше Рабейну с предложением. «У нас есть стада овец, — сказали они, — сейчас мы стоим на хорошей земле, она подходит для наших овец. Мы хотим остаться здесь и не переходить Иордан».
Моше взволновало это предложение. Для него оно было повторением ситуации с разведчиками, которая случилась за 40 лет до этого, когда народ Израиля решил, что идти в Святую Землю опасно. Просьба евреев из колен Реувена и Гада звучала похоже. Тем не менее, побеседовав с ними, Моше согласился на предложение. До тех пор, пока они были готовы помогать бороться за землю к востоку от реки Иордан, все было хорошо.
Что же там произошло? Хасидские источники объясняют, что поколение, отправившее в Святую Землю разведчиков, не хотело идти туда; они предпочитали духовную атмосферу пустыни. Именно там они чувствовали свою близость к Б-гу. Им не нужно было трудиться, чтобы обеспечивать свое существование: манна с небес и источник воды, бьющий из скалы, удовлетворяли все их материальные нужды. А в Святой Земле евреям пришлось бы тяжело работать на земле, заниматься повседневными заботами. Поэтому они предпочли остаться в пустыне. Такой перевес в пользу духовного существования был неугоден Всевышнему.
Когда колена Реувена и Гада попросили у Моше разрешения остаться на западном берегу Иордана, где они могли жить вместе со стадами овец, их просьба казалась аналогичной желанию поколения разведчиков. По мнению мудрецов, многие из наших предков (включая праотцов и сыновей Яакова) были пастухами потому, что эта работа позволяла им сосредоточиться на духовном образе жизни и избежать суеты.
Поначалу Моше расстроила эта просьба, поскольку она также указывала на желание этих евреев уйти от реальной жизни. Но он все же согласился. Почему?
Поколение разведчиков стремилось к тому, чтобы весь еврейский народ оставался в мире духовности. Теперь же колена Реувена и Гада были в меньшинстве. Более того, они были согласны пересечь Иордан вместе с остальными коленами, чтобы помочь им отвоевать Святую Землю. Они знали, что их стремление вести духовный образ жизни было на благо всему еврейскому народу. И тогда Моше Рабейну согласился с их предложением.
И в наше время есть евреи, активно занимающиеся бизнесом в различных сферах. Но есть и те, кто посвящает себя духовности, главным делом их жизни является изучение Торы. Именно тот факт, что сегодня еврейский народ представлен этими двумя группами — и теми, кто живет в практическом мире, и теми, кто посвящает себя Торе — освящен временем.
Иногда возникает вопрос: правда ли, что изучающий Тору «прячется» от настоящей жизни? Недельная глава Матот учит нас: если духовный человек видит, что он исполнил свою миссию и помог другим, передав им знания Торы и духовный подъем, значит, он совсем не уклоняется от жизни. Он помогает другим сочетать духовное и материальное и оставлять в нашем мире место Б-жественному.
(Текст написан на основе Ликутей Сихот, том 8, стр. 189-191.)
Тали Левенталь