Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.07.2011
Мы ищем свободу? В этом нам поможет Тора. Центральная тема Торы — поиски свободы. Об этом рассказывает нам история Исхода из Египта: евреи страдали, будучи рабами, но в итоге обрели свободу. Они отправились в путешествие по пустыне, длившееся 40 лет, и в конце концов вошли в Святую землю.
Все это случилось не в одно мгновение. У свободы есть много этапов, и путешествие в пустыне было частью процесса. Выйдя из Египта, евреи еще не были готовы к высшему уровню свободы. Для этого им потребовалось 40 лет.
Последняя глава четвертой книги Торы — Бемидбар — называется Масей, что в переводе означает «Странствия». Она начинается с перечисления сорока двух стоянок, на которых евреи разбивали шатры на протяжении 40 лет странствий по пустыне. Но в Торе эти стоянки не называются местами привала или чем-то подобным. Они носят название «путешествия», и тем самым выражают идею покидания одной точки для того, чтобы прийти в другую.
В Торе сказано: «Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из страны Египетской…» (Бемидбар 33:1). Давным-давно возник вопрос: покинули ли евреи Египет, начав свое первое путешествие? Неужели Тора дает нам понять, что таких исходов из Египта было не одно, а сорок два? Как мы отметили ранее, Тора хочет научить нас именно этому. Каждое из путешествий было одним их этапов Исхода.
Тора не просто рассказывает об историческом эпизоде в жизни наших предков, случившемся в далеком прошлом. Она помогает нам понять нашу жизнь в настоящем.
Мы тоже ищем свободу и пытаемся уйти от ограничений. На иврите Египет называется «Мицраим» (похоже на слово, означающее ограничения,— «мейцарим»). Исход наших предков из Египта, который случился тысячи лет назад, похож на попытки выйти за рамки ограничений, которые мы предпринимаем сегодня.
То, как мы определяем ограничения (личный «Египет» каждого из нас) зависит от конкретного человека. Для одного ограничениями являются не зависящие от него внешние обстоятельства. Для другого — это проблемы внутренней борьбы и конфликтов. Для третьего — поиски духовной свободы, выхода за пределы материального, земного эго.
Суть главы Торы, рассказывающей нам о многочисленных «путешествиях» во время Исхода из Египта, заключается в том, что мы должны быть готовыми к множеству этапов на пути к достижению нашей цели. Первый шаг к свободе становится очередной, незримой формой ограничений и рабства. Когда мы избавляемся от нее и переходим на второй этап свободы, мы понимаем, что снова должны бороться за достижение очередного этапа освобождения (на основе Ликутей Сихот, том 2, стр. 348-354).
И так, шаг за шагом, мы продолжаем наш путь, избавляясь от различных граней нашего личного Египта. Кому-то это путешествие может показаться бесконечным. Но каждый наш шаг приближает нас к истинной цели — как личной для каждого из нас, так и общей для всего еврейского народа. Каждый шаг приближает нас к Святой земле.
Тали Левенталь