И только один я, Даниэль, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели его;
но сильный страх напал на них,
и они убежали, чтобы скрыться.
(Даниэль, 10:7)
Но если им не открылось это видение,
почему они испугались?
Потому, что даже если они не видели,
видели их души.
(Талмуд, Мегила 3a)
В девятый день месяца ав (Тиша бе-Ав) мы постимся и скорбим о разрушении Святого Иерусалимского Храма. В этот день были уничтожены и Первый Храм (стоявший в Иерусалиме с 833 по 423 до н.э.), и Второй (349 до н. э. — 69 н.э.). Шаббат, выпадающий накануне 9-го ава, называется «Шаббат видений», поскольку в этот день мы читаем главу из книги пророка Йешаягу (1:1-27), которая начинается словами «Видение Йешаягу…»
У названия «Шаббата видений» есть и более глубокий смысл, раскрытый великим хасидским мудрецом рабби Леви Ицхаком из Бердичева, который рассказал следующую притчу. Однажды отец приготовил для сына прекрасные одежды. Но сын отверг подарок отца и порвал одежду в клочья. Отец подарил сыну еще один костюм, но сын порвал и его. И тогда отец сделал третий костюм, но на этот раз не отдал его сыну. Время от времени, по особым случаям, он показывает сыну эти одежды, объясняя незадачливому ребенку, что когда тот научиться ценить дорогой подарок и заботиться о нем, то получит его. Поэтому сын начинает задумываться над своим поведением и работает над ним до тех пор, пока хорошие качества не станут для него привычными, и тогда он будет достоин подарка отца.
В «Шаббат видений» каждый из нас удостаивается видения Третьего, последнего Храма, говорил рабби Леви Ицхак; и «хотя мы не видим его, наши души видят». Это видение находит отклик в наших душах, даже если мы не понимаем причины внезапного воодушевления.
Святой Иерусалимский Храм был местом присутствия Всевышнего в нашем мире. Основные доктрины иудаизма гласят: «Весь мир наполнен Его присутствием» (Йешаягу 6:3) и «Ничто не скрыто от Него» (Тикуней Зоар 57); но присутствие Создателя и Его участие в Сотворении скрыто, на первый взгляд, ни от чего не зависящими природой и историей. Святой Храм был единственным местом, не подчинявшимся земным законам, окном, через которое нам светил Б-жественный свет. В данном случае Б-жественное присутствие выражено в мировоззрении, согласно которому чудеса были «естественной» составляющей будней, а пространство выражало бесконечность и присутствие Творца в каждой детали. Здесь Всевышний открывался человеку, а человек стоял перед Ним.
Б-жественная обитель была дарована нам дважды, и оба раза мы не смогли оценить этот подарок, изгнав Б-жественное присутствие из наших жизней.
И тогда Создатель построил Третий храм. Первые два Храма были возведены людьми, поэтому их ценность меркла из-за проступков человека. А Третий Храм вечен и нерушим, подобно своему всесильному Создателю. Всевышний не отдал нам этот «третий комплект одежды». Он скрывает его в высших мирах, и мы не видим и не ощущаем его.
Каждый год в «Шаббат видений» Всевышний показывает нам третий Храм. Наши души созерцают видение мира, наполненного благодатью и любовью Творца, мира, полного мудрости и трепета перед Небесами, мира, осознавшего свою способность творить добро и достигать совершенства. Это видение третьего Храма в раю — в духовном и невидимом состоянии — подобно праздничным одеждам, которые отец приготовил в подарок для сына, но не отдает его ему. Но это видение дает нам надежду на то, что небесный Храм спустится на землю. Оно вдохновляет нас на совершенствование и приближает тот день, когда духовное видение станет материальной реальностью. Благодаря таким видениям жизнь в атмосфере Б-жественного присутствия становится нашей «второй натурой», постепенно приближая нас к осознанию того, что мы достойны подарка (Б-жественной обители) в нашей повседневной жизни.
Основное значение метафоры рабби Леви Ицхака понятно, но, если задуматься, она несет в себе и скрытый смысл. К примеру, почему три Храма представлены как три комплекта одежды? Неужели дома не были бы более подходящим примером?
Как дом, так и одежда скрывают и охраняют человека. Но одежда делает это на очень близком уровне, и отчетливее отражает индивидуальность человека. Утверждение, согласно которому дом и его убранство отражают личность обитателя, верно, но это происходит на более общем уровне — в отличие от одежды, которую носит человек.
С другой стороны, индивидуальность одежды ограничена — ведь такая одежда подходит только кому-то одному. Дом может вместить многих; а комплект одежды предназначен для одного. Я могу пригласить вас в свой дом, но я не могу быть с вами в одной одежде; и даже если я отдам вам ее, на вас она не будет сидеть так, как на мне, потому что она подходит только мне.
Всевышний решил открыться нашему миру в «обители» — общественном сооружении, которое не принадлежит никому и принимает весь народ. Тем не менее у Святого Храма были отдельные детали, схожие с признаками одежды. И именно их подчеркнул рабби Леви Ицхак, сравнивая Храм с одеждой.
У Святого Храма была довольно сложная структура. Отдельной частью Храма был женский двор; другая часть была отведена для мужчин. Также существовало особое помещение для священников (коэнов), «святилище» (хейхал), в котором обитала большая святость, чем в других помещениях, а также «Святое Святых» — комната, в которую входил только коэн гадоль (первосвященник) в Йом Кипур — самый святой день года. В Талмуде перечислены восемь частей Храма, в каждой из которых была особая святость, свое назначение и цель.
Иными словами, несмотря на то, что Храм олицетворял единую истину — всеобъемлющее присутствие Всевышнего в нашем мире — каждому человеку эта истина передавалась индивидуально. Да, это был «дом», потому что он вмещал всех (по сути, весь мир), но каждому человеку атмосфера Храма подходила, как сшитая на заказ одежда. Эта атмосфера удовлетворяла духовные потребности каждого в соответствии с отношением человека к Б-гу.
Каждый год в Шаббат накануне 9 ава мы удостаиваемся видения мира как Б-жественной обители — места, где все творения Всевышнего будут ощущать Его присутствие. Это видение также демонстрирует нам Б-жественные «одеяния» — личные отношения каждого из нас с Б-гом, подходящие нашим личным качествам и стремлениям, которые будут достигнуты, когда Третий Храм опустится с Небес на землю.
Из бесед Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com