Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.08.2011
Название главы Торы, которую мы читаем на этой неделе, Экев, имеет два значения: «за то» (как в предложении, с которого эта глава начинается): «И будет за то, что вы будете слушать законы эти» — Всевышний будет заботиться о нас; и «пята», то есть окончание чего-либо, подобно тому, как пяткой заканчивается нога человека. По мнению Любавичского Ребе, эти два понятия взаимосвязаны. По той причине, что соблюдение заповедей является причиной, по которой Всевышний хранит обещание, которое когда-то дал евреям, нам следует полностью реализовать себя, то есть соблюдать заповеди для того, чтобы добиться желаемого — поддержки Всевышнего.
Есть еще один способ постичь этот эффект: когда при изучении Торы или при выполнении заповедей еврей достигает максимально возможного результата, сливаясь воедино с тем, кто даровал нам Тору. Такой эффект достижим только в том случае, когда человек совершает эти действия с искренним желанием и радостью.
Рабби Йехиель Михл из Злочева пишет, что слова «в конце [Экев] вы будете слушать…» означают, что в итоге мы будем соблюдать законы и выполнять заповеди. Поэтому если мы, в конечном счете, будем исполнять заповеди, почему бы не начать делать это прямо сейчас? Для чего нам лениться и мешкать? Ведь награда уже здесь.
Баал Шем Тов говорил, что слово «экев» является комментарием к слову «слушать». Как человек должен слушать? Так, будто это «экев», конец, последняя заповедь, которую он когда-либо удостоится исполнить. Если именно с таким посылом еврей исполняет заповедь, он непременно вспоминает о каждом ее нюансе и делает это с истинной любовью и трепетом перед Небесами.
Пятая часть недельной главы начинается словами «А теперь, Израиль, что Б-г, Всесильный твой, требует от тебя? Только страха перед Б-гом» (Дварим 10:12). В Мидраше (Берейшит Раба 21:6РР) сказано, что ивритское слово, означающее «теперь» — атта — всегда упоминается в контексте воссоединения с Б-гом.
Хозе из Люблина объясняет связь между словом «теперь» и тшувой (возвращением к Б-гу) следующим образом: в основе тшувы лежит способность человека осознать сердцем тот факт, что до определенного момента мы не имеем ни малейшего представления о том, что значит служить Творцу. А теперь, с этого момента, мы стремимся стать лучше и выбрать путь исполнения Б-жественной воли.
Шестая часть завершается словами, которые вошли в молитву Шма Исраэль: «…чтобы любили вы Б-га, Всесильного вашего, и служили ему всем сердцем вашим и душой вашей». (Дварим 11:13) Эти слова отличаются от сказанного в первой части молитвы — «…люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим» (Дварим 5:5). Во второй части речь идет о посвящении Б-гу сердца и души, но не существа. По мнению Магида из Межерича, причина кроется в продолжении, где сказано: «…то дам Я дожди земле вашей в срок…» Когда еврей любит Всевышнего сердцем и душой, благодарность отражается в материальном, например, в дожде или росе. А сущность человека — это самое ценное, что у него есть, и поэтому в тот момент, когда он посвящает себя Б-гу на таком уровне, он показывает, что материальный мир, как таковой, не представляет для него ни малейшего интереса. И наградой за то, что человек готов расстаться с материальным в угоду духовному, также должны быть блага высшего порядка. Поэтому упоминание такой награды не было включено в описание материальных благ.
В последней части мы получаем напутствие соблюдать законы Б-га. Раши объясняет, что Всевышний милосерден, и нам следует относиться ко всему так же. Всевышний совершает добрые дела, и мы должны поступать так же. Но иногда мы находим в Торе строки, свидетельствующие о том, что Он ревниво требует поклонения только Себе. Почему же Раши не говорит о том, что в этом случае мы должны повторить и это? Ребе Ицеле из Воложина в качестве ответа на этот вопрос цитирует Иерусалимский Талмуд: «Всевышний говорит, что человек управляет своей ревностью, но не наоборот!»
Всевышний способен управлять ревностью, но человеку этого не дано. Никто не должен давать ревности разумное объяснение. Она является атрибутом Б-жественного, нам недоступным.
Шауль Йосеф Лейтер