Top.Mail.Ru

Бесконечный пульс ограниченного мира

14.09.2011

Один из радикальных аспектов учения Баал Шем Това, который при этом является и одним из самым традиционных, можно сформулировать так: он верил в Б-га, который есть здесь и сейчас.

В том, как кружится лист, падая с дерева, в дуновении ветерка в погожий летний день, в каждом звуке и видении Баал Шем Тов видел Бесконечное и Непознанное. «Б-жественность во всем, — говорил он, — «и все, что нас окружает, является Б-жественностью». Многие из его ученых современников считали эту позицию абсурдной и бессмысленной. Они могли понять то, что Всевышний заботится о праведниках и о Б-гобоязненных людях, которые всегда исполняли Его волю. Создателя действительно можно было почувствовать в синагоге или иешиве. Но по какой причине Б-г должен заботиться о земной жизни еврея, каким бы простым и приземленным человеком он ни был?

Всевышнему известно все, и с этим не поспоришь. Он создает и поддерживает все в этом мире, и это тоже непреложный факт. Он должен творить все это со стороны, и Его наблюдение также происходит со стороны. А все потому, что Он — Бесконечный свет (Ор Эйн Соф), выходящий за пределы даже самой высокодуховной реальности. Тот, кто ограничивает Его пределами сотворенного Им и выделяет Ему место в мирской суете, ограничивает Его рамками Им созданного.

Как бы то ни было, святые тексты подтверждают точку зрения Баал Шем Това. Как сказано в Тегилим: «Он покрывает небеса облаками, посылает дождь земле, покрывает зеленью горы; Он дает пищу скоту и каркающим воронам». (Тегилим 147:7–9)

А в Талмуде есть такие строки: «Увидев пеликана, рабби Йоханан произнес: «Твой суд величественнее всего!» («…Ведь Ты уготовал пеликану вершить суд над морской рыбой и убивать тех, кому должно умереть», — комментарий Раши, трактат Хулин 63a). Или, как сказано в книге пророка Йешаягу: «И сказал Всевышний: “Не Я ли заполняю Собой небеса и землю?”» (Йешаягу 23:24)

В действительности Баал Шем Тов не принижает Б-га, а, скорее, наоборот — поднимает Его на уровень, недоступный тем, кто пытается наделить Творца человеческими качествами. Лучшей характеристикой человека является сфера его интересов. Занимаясь неважными, сиюминутными делами, мы также теряем свою значимость; а те, кого интересует нечто большее, становятся великими людьми. Если речь идет о математике — такие люди становятся математиками; если о садоводстве — садоводами. Но Всевышний абсолютно бесконечен. Он способен выйти за любые границы, включая рамки иной, недоступной для понимания реальности. Его можно увидеть и в колышущейся на ветру траве, и в голодном крике только что оперившегося птенца вороны, в том, как резко и судорожно пеликан хватает свою жертву, в стучащем по крыше дожде и даже в том, что выбирает человек, наделенный свободой выбора. Вместе с тем, Всевышний остается в иной реальности, у Него нет преград и границ, Он — Бесконечный пульс ограниченного мира.

«Он охватывает все, — сказано в Зоаре, — но Его охватить не в силах ничто» (Зоар III, 225a). Баал Шем Тов сказал бы так: «Он знает природу всего, но ничто не способно постичь и объяснить Его самого».

Цви Фриман

{* *}