Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.09.2011
В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, Моше Рабейну пророчествует о грядущем изгнании нашего народа и избавлении: «И возвратит Б-г, Всесильный твой, изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя среди народов, среди которых рассеял тебя Б-г, Всесильный твой» (Дварим 30:3).
По определению, галут (изгнание) символизирует время, когда Б-жественное присутствие в нашей жизни скрыто и невидимо явно (в отличие от того, как это было ранее, во времена Святого Храма, и станет в самом ближайшем будущем). Как бы то ни было, неявное присутствие Всевышнего в нашей жизни не говорит о том, что в наших с Ним отношениях наступила пауза. Эта мысль впервые озвучена Йосефом перед тем, как еврейский народ впервые оказался в изгнании. Сообщая своим братьям о том, что многие годы им придется провести в Египте, Йосеф сказал: «И будет с вами Всесильный» (Берешит 48:21).
Всевышний вездесущ, Он пребывает с каждым из нас постоянно, поэтому убежденность Йосефа в том, что Создатель не оставит евреев, относилась к очевидному присутствию Б-га и защите с Его стороны. История еврейского народа не раз доказывала, что даже в те времена, когда нашему народу по-настоящему тяжело — он подвергается преследованиям и самому его существованию угрожает опасность — сам факт существования такой ситуации являлся проверкой участия Всевышнего в нашей судьбе. Есть ли иное объяснение тому, что наш небольшой, гонимый во все времена и беззащитный народ пережил такое количество могущественных народов, желавших уничтожить евреев?
Чтобы никто не подумал, что Всевышний управляет нашими судьбами, наблюдая за происходящим со стороны, оставаясь равнодушным к нашим страданиям, в Тегилим (91:15) от лица Б-га сказано следующее: «Я рядом с ним [Израилем] в беде». Именно эту мысль Всевышний хотел донести до евреев, когда появился перед Моше Рабейну в горящем кусте в то время, когда евреи пребывали в египетском рабстве. Наши страдания для него сравнимы с уколами шипами. В конце концов, какой отец хладнокровно переносит боль сына?
Процитированные выше слова из недельной главы дают развернутое объяснение идее присутствия Всевышнего в нашей жизни. Используемые в этих строках слова встречаются довольно редко. Вместо привычного וְהֵשִׁיב, которое переводится как «Он [Б-г] сделает так, что вы вернетесь» используется слово וְשָׁב — «Он вернется». По мнению комментаторов Торы, «из этого мы учим, что Б-жественное присутствие всегда остается в народе Израиля, как это было в каждом из изгнаний, пережитых евреями. А когда наступает избавление, Всевышний записывает [в этих скрижалях] и Свое освобождение — потому что и Он возвращается вместе с народом в Свою землю!»
И в данном случае это не обычное сравнение с отцом, который переживает каждое поражение и успех сына. Это отец, который уходит в изгнание вместе с сыном; царь, который сдается в плен, как и его сын.
А когда наступает время избавления, Он возвращается вместе с каждым из нас, как сказано в книге пророка Йешаягу (27:12): «И сыны Израиля будут собраны один к другому».
Нафтали Зильберберг