Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.10.2011
Выражением «холь а-моэд» (буквально «будний день на праздничной неделе») обозначают «промежуточный период» в дни, когда мы празднуем Песах или Суккот. Так называют период между первыми и последними праздничными днями.
Песах длится восемь дней. Первые два дня, как и последние два, являются полноценными праздничными днями, а четырехдневный период, который приходится на середину праздника, носит название «холь а-моэд». (В Израиле Песах празднуют семь дней, и холь а-моэд длится пять дней.)
Суккот вместе со следующим за ним праздником Симхат Тора длится девять дней. Первые два дня (Суккот) и последние два дня (Шмини Ацерет и Симхат Тора) являются праздничными днями, а между ними идет пятидневний период холь а-моэд. (В Израиле Суккот продолжается восемь дней — Шмини Ацерет и Симхат Тора празднуются в один день — и период холь а-моэд составляет шесть дней.)
В праздничные дни Песаха и Суккота нам запрещены многие виды работ, аналогично Шаббату (с некоторыми исключениями). Но в холь а-моэд нам как раз разрешено почти все. Например, мы можем включать электричество или водить машину (если, конечно, холь а-моэд не приходится на Шаббат). Как бы то ни было, мы стараемся по мере возможности не работать, не устраивать стирку, не писать, и вообще ограничиваем свою деятельность.(Ниже приведен список того, что мы не делаем в этот период.)
Особые заповеди, связанные с конкретным праздником, в полной мере распространяются и на холь а-моэд. Например, в холь а-моэд праздника Песах нам также запрещен в пищу хамец, а в холь а-моэд Суккот мы продолжаем есть в сукке и трясем лулав с этрогом. В синагогах в холь а-моэд читаются особые молитвы и разделы Торы.
«Холь» означает будний, обыденный. «Моэд» — священный праздник. По отдельности эти слова довольно просты и понятны, но все словосочетание вызывает вопрос: как день может одновременно быть и обыденным, и праздничным?
Для достижения баланса между праздником и буднями существует список рекомендаций, благодаря которым мы можем определить, что нам разрешено и что запрещено в эти дни. Основной принцип заключается в том, что мы стараемся выполнять как можно меньше «квалифицированной» работы, дабы посвятить эти дни празднованию. Ниже приведен основной список таких работ. В случае, если у вас возникли вопросы по тексту, обратитесь к опытному раввину; если какую-либо работу сделать необходимо, в большинстве случаев это разрешается сделать.
Разрешенными действиями являются:
- Все, что связано с приготовлением пищи.
- Все, что имеет отношение к медицине.
- Любая работа, не требующая приложения особых усилий, но в случае, если она не будет сделана, возможны убытки. По возможности, такую работу стараются исполнить перед наступлением праздника или уже после его окончания.
В общем и целом, деловые вопросы можно решать только в том случае, если их решение поможет приобрести нечто необходимое для праздника, или если в случае бездействия человек понесет серьезные траты. В иных случаях ведение дел запрещено. Запрет распространяется и на ведение деловых записей. Послабление возможно только в том случае, если человек может забыть важные детали, в результате чего возможны денежные потери.
Мы отправляемся в магазин только для того, чтобы купить необходимое для праздника. Если же речь идет о распродаже, а то, что мы хотим купить, после праздника подорожает или по иным причинам станет недоступным, ходить за покупками разрешено.
Стирка запрещена, только если речь не идет об одежде, которая нужна в праздник, а возможности постирать ее до начала праздника не было.
Запрещены все виды работ в поле, кроме поливания и сбора урожая. Если же воздержание от работы может привести к убыткам, она разрешена.
В холь а-моэд не устраивают свадеб, хотя помолвки разрешены.
Запрещено стричься и бриться. (Исключения распространяются на тех, кто не мог постричься до наступления праздника по причине траура в связи с кончиной одного из членов семьи.)
Стричь ногти разрешено в случае, если речь идет о человеке, который также стриг ногти за день до начала праздника.
Запрещен пост.
Законы траура в эти дни соблюдаются в том или ином виде (в зависимости от традиций общины). По этому вопросу стоит обратиться к опытному раввину.
Разрешается нанять неимущего для исполнения работ, которые, как правило, запрещены в холь а-моэд, и таким образом дать ему возможность заработать и купить все необходимое к празднику.
Динка Кумер