Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
02.12.2011
Согласно тексту Торы, «Рахель была красива станом и красива видом», а «у Леи были слабые глаза» (Берешит 29:17). Для чего в святом тексте были сообщены такие детали? Как правило, Тора скупа на описание упоминаемых в ней людей или мест.
На первый взгляд, Лея была публично унижена подобной характеристикой. Обычно в Торе нет места критическим оценкам, но в данном случае налицо явное противопоставление красоты Рахели физическим дефектам Леи. Комментируя эти строки, Раши высказывает предположение, согласно которому зрение Леи ослабло потому, что она много плакала, молясь Всевышнему о том, чтобы Он изменил ее судьбу. Лее было суждено стать женой грешника Эйсава, и она этого не желала.
Ее молитвы имели такую силу, что в итоге она вышла замуж за Яакова, а не за Эйсава. В Талмуде молитва Леи приводится в качестве примера того, как общение человека с Б-гом может изменить его жизнь. В Торе она отождествляется с собственными слезами, которые символизируют веру человека и искренность его молитвы. Изо дня в день Лея обращалась к Небесам, и ее молитва всегда была искренней и сильной.
Позднее, будучи беременной в седьмой раз, Лея молилась Всевышнему, чтобы этот ребенок не был мальчиком, поскольку из двенадцати сыновей Яакова большинство родила именно она, и ей не хотелось, чтобы ее сестра Рахель чувствовала себя обделенной, родив лишь одного из них. Случилось чудо: пол ребенка, который должен был родиться мальчиком, изменился в утробе матери, и в итоге родилась дочь Дина. Молитва Леи вновь достигла Небес, и судьба ее изменилась еще раз.
Великий мудрец и знаток Каббалы, рабби Шнеур Залман из Ляд, объяснял это тем, что душа Леи зародилась в мире мыслей, а душа Рахели — в мире слов. Лея была интровертом, умела медитировать и созерцать свой внутренний мир, проникая в глубь собственной души, находя новые силы любить Творца. Она была примером скромности и непорочности, и глаза ее были слабы от слез, проливаемых из-за обуревавших ее чувств.
Рахель была другой. Она умела общаться с людьми и быстро находила общий язык с любым. Красота Рахели олицетворяла ее внутренний мир. В гиматрии имя Рахель (238) совпадает с фразой «вайехи ор» — «да будет свет». Она несла свет, освещающий все вокруг.
Эта особенность Рахели объясняет первую реакцию Яакова во время их знакомства. Увидев Рахель, «Яаков поцеловал Рахель, и поднял голос свой, и заплакал» (Берешит 20:11). Яаков понял, что построит семью, с которой начнет свою историю избранный народ. Он предвидел, что 12 его сыновей станут оплотом духовности и морали в этом мире, который будет отвергать эти идеи. Это случилось в тот момент, когда он встретил Рахель, которая должна была стать его женой, женщиной, способной вырастить детей и воспитать их подобными самой себе.
Но почему Яаков «поднял голос свой и заплакал»? По мнению Раши, Яаков понял, что Рахель станет прекрасной женой и матерью, но увидел, что она не будет похоронена вместе с ним, и их общая миссия будет омрачена этим фактом.
Как бы то ни было, в тот момент Яаков не осознавал, что в этом союзе и в становлении еврейского народа не хватало Леи. Да, Рахель идеально подходила для воспитания в детях прекрасных коммуникативных качеств, но Лея была нужна для того, чтобы привнести в еврейский народ умение созерцать и молиться. В галуте (изгнании), за пределами Земли Израиля, для еврейского народа были бы важны качества, присущие Рахели. А природные особенности Леи пригодятся в те времена, когда евреи будут жить в Эрец Исраэль, развивая свои отношения с Творцом.
Яаков подумал о галуте и понял, что ему нужна Рахель. Но как только семья Яакова покинула Харан, где пребывала в личном галуте, и отправилась в Святую Землю, миссия Рахели в этом мире закончилась, и она умерла. После себя Рахель оставила Йосефа, который, как и она, умел вести за собой людей. В итоге Йосеф привел к процветанию целую страну. Сыновья Леи, напротив, всю жизнь были пастухами и занимались медитацией. Даже живя в Египте, они вели затворнический образ жизни.
И Рахель, и Лея стали праматерями еврейского народа. Рахель наделила нас умением находить общий язык с людьми и расширять сферу влияния. А Лея даровала способность к духовной работе и ведению диалога с Б-гом.
Рохл Гольцкеннер
На основе книги «Тора Ор» (Паршат Вайеце) и лекции ребецн Йегудит Геллер