Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.01.2012
Идее диалога с Б-гом, когда мы обращаемся на «Ты» к основе существования нашего мира, присуще некое безумие — как и чувствам безудержной любви или необузданной радости. Речь идет не о безумии нестабильного разума, а о безумии, в основе которого лежит здравый смысл, но при этом оно пребывает за его пределами.
Здравый смысл преодолевает любые преграды. Он способен найти Всевышнего где угодно, даже за пределами нашего материального мира. «В разуме беру начало только я, — сообщает здравый смысл, — равно как пульс жизни, движение всего живого, устройство мира исходит от единого прекрасного Разума». А что являет собой этот Разум? Как и четырехбуквенное Имя Б-га, Разум — это одна из вариаций глагола «быть». И лишь безумие способно осмелиться начать беседу с основой существования всего. Здравый смысл стоит на пороге, стремясь заглянуть внутрь самого себя, хотя через надломы сияет слепящий свет. Потому что он знает, что именно там и нет никакого здравого смысла. Он указал путь, а теперь должен дать дорогу безумию.
Безумие рывком открывает дверь и выпускает Б-га. Безумие счастья и любви не знает границ и правил. Оно кричит: «Почему я должно ограничивать тебя действительностью? Ты можешь оказаться везде, где бы Ты ни захотел! Ты можешь думать обо всем, чего бы Ты ни захотел — и делать это, не руководствуясь здравым смыслом, иначе у Тебя не было бы начала и смысла указывать Тебе, каким должен быть наш мир».
И это безумие, это дикое, нерациональное чувство свободы, которое становится источником духа человека и превращает его в личность, находит своего собеседника — Всевышнего. «Мы оба свободны, — говорит безумие, — Ты являешься источником моей свободы, а Твоя свобода выражается, благодаря мне. Поэтому мы станем партнерами…» Безумие говорит с Основой нашего мира, обращаясь к нему на «Ты».
«В познании Б-га здравый смысл играет второстепенную роль — говорил Йоханан Аллемано, каббалист, живший в XVI веке в Италии и своими идеями оказавший влияние на развитие раннего гуманизма. — Его свет бледен и рассеян. Но Б-жественное безумие светит, как яркое солнце, и сладок этот свет».
— Я невежда, — говорил царь Давид, — я не знаю ничего. Я подобен зверю рядом с тобой — и я всегда буду с Тобой!»
«Я глуп, — объяснял рабби Шнеур Залман, — и, следовательно, всегда могу быть с Тобой».
И его можно услышать в Б-жественном безумии молитвы: «Мне не нужен Эдемский сад и будущий мир! Я хочу Тебя и только Тебя!»
«Мудрый понимает, — писал царь Шломо, — а глупый верит всему. Кто же глуп? Моше Рабейну, утверждают наши мудрецы, потому что он верил всему, что говорил ему Всевышний. Создатель сказал Моше: «Я тот, кто Я есть. Скажи им, что Я посылаю тебя». И Моше сказал фараону :»Творец нашего мира требует, чтобы ты освободил Его народ, чтобы мы могли служить ему в пустыне». И фараон ответил: «Моше, ты безумен. Мы можем говорить с богами, которые управляют различными сферами жизни, но для чего ты обратился к Основе всего живого? Там нет мысли о нашем мире и намерений что-либо менять. Реальность не озабочена Собой. Иди, Моше, озари наш мир сверхъестественным состоянием, в котором ты пребываешь. А я по-прежнему буду восседать на вершине пирамиды и мы оставим евреев рабами. Ведь таково устройство жизни».
В древнем Египте устройство жизни называли «мата». В Индии — «карма». Моше называл его невезением. Он дал свободу Творцу и впустил Его в Его мир. А Он, в Свою очередь, даровал свободу людям, избавив их от одиночества в холодной и враждебной Вселенной, став нашим партнером в диалоге с тем, что мы называем Реальностью.
Моше Рабейну был мудрым безумцем, святым глупцом. Он был освободителем.
Цви Фриман