Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.01.2012
Моше готовили к власти и почету. Все его желания исполнялись, он купался в роскоши. Египтяне очень любили Моше, считали его необычайно умным, дальновидным и отважным человеком. Он был принцем и его ждала блестящая политическая карьера. Но ничего из этого так и не вышло — потому что Моше избрал для себя иной путь.
Рабби Вольф из Збаража был праведным хасидом, которого знали как защитника бедных и угнетенных. Однажды рабби услышал странные звуки, доносившиеся из кухни. Отложив в сторону книгу, он пошел проверить, что там происходит. Оказалось, что его жена ругалась со служанкой.
— Она разбила очень дорогое блюдо, — сообщила мужу недовольная ребецн.
— Это произошло случайно, — всхлипнула служанка.
— Нет, она сделала это специально, чтобы досадить мне, — стояла на своем жена раввина, — я вычту стоимость блюда из ее жалования.
— Тогда я пойду в раввинский суд, — сказала служанка.
— Иди-иди! Я тоже туда пойду, — парировала ребецн.
— И я тоже, — добавил рабби Вольф.
— Ты? А тебе-то что там делать? Ты мне там не нужен.
— Но там я нужен ей, — сказал раввин. — Ты жена рабби, а она бедная служанка. Ей нужна моя защита.
Значение имени
Одна из самых больших загадок Торы касается имени наиболее часто упоминаемого в ней человека — Моше. Имя Моше повторяется в Пятикнижии 740 раз, а во всем Танахе — 770. Как бы то ни было, это имя не было дано Моше при рождении. Из всех значимых фигур, упоминаемых в Торе, Моше имеет самое необычное по происхождению имя.
«И сошла дочь фараона искупаться в реке… И увидела она ларец в камышах… И открыла, и увидела его, младенца, и вот — мальчик плачет… И стал он ей сыном. И назвала она его именем Моше, и сказала: “Потому что из воды я вытащила его”» (Шмот 2:5-10). Получается, что именем, данным Торой одному из главных персонажей, нарекла его дочь фараона!
Но почему?
Дело не в том, что родители Моше не сочли нужным дать сыну имя. В Мидраше (Ялкут Шимони, Шмот 161; Мидраш Раба, Ваикра 1:3) записаны четыре имени, которые были даны ему при рождении каждым из членов семьи. Одно из имен — Тувия — означает «хороший», потому что «она [мать Моше] увидела, что он хорош» (Шмот 2:2. «С его рождением весь дом озарило светом», — комментарий Раши).
Для чего же Тора не упоминает имен, данных Моше при рождении его праведными родителями, а вместо этого использует имя, которым нарекла его чужая женщина? Вопрос становится более запутанным еще и потому, что, согласно тайному учению, имя человека дается ему не по случайному выбору, но отражает его душу и предопределяет судьбу. Если следовать этому учению, неужели имя Тувия не характеризует сущность Моше и его жизнь лучше, чем имя Моше, которое напоминает о единственном эпизоде в его жизни (даже если он спас его жизнь)?
Жертвенный выбор
Моше готовили к власти и почету. Все его желания исполнялись, он купался в роскоши. Египтяне очень любили Моше, считали его необычайно умным, дальновидным и отважным человеком. Он был принцем и его ждала блестящая политическая карьера. Но ничего из этого так и не вышло — потому что Моше избрал для себя иной путь.
Случай №1. «И было — в те дни, когда вырос Моше и вышел к братьям своим, увидел он их тяжкий труд» (Шмот 2:11). По мнению наших мудрецов (Танхума Яшан, Вайера 17), в тот день, когда состоялся судьбоносный выход Моше из дворца, он получил новую должность, став ответственным за хозяйство во дворце фараона. После того как всю жизнь Моше купался в любви и восхищении, он впервые вышел за пределы дворца и увидел жизнь простых людей, которая была полна беззакония и страданий. «И увидел, как египтянин избивает еврея». Впервые за всю свою молодую жизнь Моше столкнулся с унижением одних людей другими и перед ним встал выбор. Вставая на сторону раба и отказываясь поддержать «собрата» из высших кругов, Моше понимал, что этот поступок не будет одобрен ни во дворце фараона, ни за его пределами. Убив египетского надсмотрщика, издевавшегося над еврейским рабом, Моше не просто перечеркнул свою перспективную карьеру и лишился привилегий беззаботной жизни во дворце — он поставил под угрозу собственную жизнь! Как бы то ни было, он не раздумывая «убил египтянина и скрыл тело в песке». Так закончился первый день, проведенный Моше за пределами дворца.
Случай №2. «И вышел он на другой день, и вот — два еврея ссорятся» (Шмот 2:13). Моше мог пройти мимо этих евреев. В конце концов, убийство невинного человека в те времена не было чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее Моше, недолго думая, спросил нечестивца: «Зачем тебе бить ближнего своего?» Этот поступок мог стоить ему многого. «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? — ответил зачинщик драки. — Или ты помышляешь убить меня, как убил ты египтянина?» И испугался Моше и сказал: «Стало это известно». И его страх был обоснованным. «И услышал об этом фараон и хотел убить Моше; но Моше бежал от фараона и остановился в стране Мидьян и сел у колодца». Так закончился второй день Моше, проведенный за пределами дворца.
Случай №3. Спустя несколько дней случилось следующее: «У правителя Мидьяна было семь дочерей; пришли они, и начерпали воды, и наполнили каменные корыта, чтобы напоить скот отца своего. И пришли пастухи и отогнали их [из-за отлучения, которому был подвергнут правителем Мидьяна их отец]» (Шмот 2:16, комментарий Раши). Теперь-то Моше мог руководствоваться здравым смыслом и инстинктом самосохранения и не вмешиваться в конфликт местных жителей, у которого была долгая история. Но и на этот раз Моше встал на сторону обиженных и слабых. «Моше поднялся на их защиту, и спас их, и напоил скот». История повторилась. В жизни Моше произошло так много событий, но Тора, которая является скорее руководством к жизни, нежели собранием историй, упомянула именно эти три происшествия!
Конечно, можно возразить, что все три происшествия не имеют особого значения в жизни Моше, и все, что нам необходимо знать: фараон хотел убить Моше, и тот сбежал. А уж вопрос о том, почему фараон хотел убить Моше не так уж и важен. На самом же деле, именно эти три происшествия как нельзя лучше характеризуют личность Моше. Каждое из них случается при разных обстоятельствах, но имеет схожую с остальными суть. Моше ставил себя на место жертвы, обиженного и унижаемого. Рискуя собственным благополучием, а то и жизнью, он никогда не оставался в стороне, видя несправедливость. В каждой из трех историй менялись герои, бывшие обидчиками и обиженными, но Моше оставался собой. Он всегда защищал тех, кого унижали.
Это свойство Моше описано еще более четко в следующем эпизоде, упомянутом Торой: «Моше пас скот тестя своего… И увидел он — вот куст ежевики пылает огнем, но не сгорает… И сказал Б-г: “Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте… А теперь посылаю Я тебя к фараону, и выведешь ты народ Мой, сынов Израиля, из Египта!”» Получается, Моше должен был вернуться в страну, где его разыскивали за убийство? Ему предстояло выступить против фараона, его приемного деда, человека, который относился к нему, как к родному сыну, с любовью воспитал его? Он должен был спасти народ, который мог посодействовать его поимке и смерти? Но ведь он только начал вести спокойную жизнь! Он недавно женился, стал отцом, у него была работа; жизнь наладилась, зачем же все это рушить?
Затем, что в Египте страдал еврейский народ. Теперь становится понятно, что имя Моше подходило ему как нельзя лучше: ведь оно возвращает нас к обстоятельствам, при которых оно было ему дано. «И сошла дочь фараона искупаться в реке… и увидела она ларец в камышах… и открыла, и увидела его, младенца, и вот — мальчик плачет. И сжалилась над ним, и сказала: “Не иначе как он — из детей евреев”. И стал он ей сыном».
Когда дочь фараона впервые увидела Моше, он был беспомощным младенцем. К тому же он был сыном еврейских рабов, которого должны были утопить слуги ее отца. Дочь фараона рисковала, забирая младенца себе. Ведь сохранить его тайну было практически невозможно, особенно во дворце, обитатели которого жили сплетнями. Но она не побоялась и защитила ребенка, рожденного в народе рабов, и «вытащила его из воды» (В Мидраше объясняется, как дочь фараона получила имя Батъя, которое означает «дочь Б-га». «Святой Б-г, благословен Он, сказал ей: «Моше не был твоим сыном, но ты назвала его сыном. Ты не Моя дочь, но Я назову тебя Своей дочерью»). Поэтому имя Моше как нельзя лучше характеризует его носителя (Мидраш Раба; Шмот 1:26), который соответственно вел себя по отношению к другим (В Мидраш Агадоль сказано, что Моше получил это имя потому, что «помогал другим»).
Мендл Калменсон
(На основе Сихот Кодеш 5740 том 1, стр. 784-788)