Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.01.2012
«Кровь, жабы, вши, дикие звери, мор, язвы, град, саранча, тьма, казнь первенцев». Этот перечень знаком каждому, кто принимал участие в пасхальном седере. Здесь перечислены десять макот, обрушившиеся на Египет по воле Всевышнего незадолго до освобождения еврейского народа от рабства и его Исхода из этой страны.
Что такое мака? С иврита это слово зачастую переводят как «казнь» — то есть «Десять казней». Правильнее же будет перевести это слово как «удар». То есть речь шла не просто о наказании египтян и освобождении евреев; тут не обошлось без разрушений и жертв.
Самый серьезный ущерб от «ударов» был нанесен Нилу: значительная их часть пришлась либо на саму реку (ее воды превратились в кровь, а затем наполнились жабами), либо эти казни совершались на ее берегах. Но для чего был нужен «удар» по реке? Причина заключается в том, что Нил не был обычной рекой. Он содержал в себе идею, целую философию жизни. А целью Исхода и всех предшествовавших ему событий стало именно искоренение этой идеи.
Спустя сорок лет после Исхода из Египта, перед тем как евреи вошли в Святую Землю, Моше сказал: «Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как страна Египетская она, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород. Страна, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, — страна гор и долин, от дождя небесного пьет она воду; Страна, о которой Б-г, Всесильный твой, заботится всегда, глаза Б-га, Всесильного твоего, на ней от начала года и до конца года» (Дварим 11:10-12).
По мнению комментаторов, «земля Египта не знала дождевой воды; она получала воду от растекающегося Нила». Египтяне всегда относились к Нилу как к главному источнику своего существования; они наблюдали регулярные разливы, благодаря которым Нил наполнялся водой, которую они хранили в специально отведенных для этого резервуарах. Для того чтобы довести воду до высоко расположенных участков земли, люди были вынуждены тяжело работать, ворочая тяжелые жернова, при помощи которых вода поднималась наверх. Поэтому египтяне всегда смотрели на землю и не обращались к Небесам.
А житель Святой Земли, наоборот, брал воду для земли от дождя; его источник существования был непредсказуем и наполнялся нерегулярно. Вода на Святой Земле не появлялась из естественных источников, и взгляды ее жителей всегда были устремлены к Небесам, потому что они надеялись на дождь и терпеливо ждали его.
По сути, источник дождя находится на земле, как сказано в Торе (Берешит 2:6): «Пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли». Всевышний создал нас не для того, чтобы мы стали пассивными потребителями источника существования нашего мира. Наши старания и усилия, наша предприимчивость и стремление созидать становятся «паром», который поднимается от земли и превращается в облака, плывущие по небу, откуда он возвращается на землю в виде дождя, благословляя жизнь. При этом мы постоянно думаем о том, что все происходящее временно и зависит от Небес.
«Нанеси удар по реке, — повелел Всевышний Моше Рабейну. — Нам нужно сделать это для того, чтобы Мой народ перестал зависеть от Нила, и тогда мы сможем привести евреев в землю, которая получает воду из Небесного источника».
Янки Таубер