Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.02.2012
Глубина отношений еврейского народа с Б-гом выражена в идее, согласно которой Сам Всевышний соблюдает заповеди Торы. По словам мудрецов, эти законы называются «законами Б-га» не только потому, что исходят от Творца, но и потому, что Он тоже соблюдает их (Мидраш Шмот Раба 30:9.2). Эта идея помогает человеку четко осознать, насколько сильна наша связь с Б-жественным началом и как она выражается в каждом мгновении нашей жизни. В Зоаре сказано: «Б-г, еврейский народ и Тора едины». Эта мысль часто находит подтверждение, а учение о том, что Всевышний, как и еврейский народ, соблюдает законы Торы, помогает нам осознать тот факт, что мы храним тесную связь с Ним.
В Седре (Шмот, гл. 21-24) мы знакомимся со многими законами, большая часть которых относится к нашим отношениям с людьми. Один из них говорит о том, как следует давать в долг бедным. «Когда деньгами будешь ссужать народ мой, неимущего, который с тобой…» (22:24). По мнению мудрецов Талмуда, слово «когда» не следует понимать буквально. Это говорит нам о том, что мы должны давать в долг неимущим.
Данная концепция занимает центральное место в жизни традиционного еврейского общества. Во многих еврейских общинах мира существуют беспроцентные кассы взаимопомощи. Ссужаемые ими деньги помогают как отдельному человеку, так и целой семье преодолеть жизненные трудности.
Как же этот закон соблюдается Всевышним? Он «одалживает» нам все, что мы имеем. Это и наши тела, и наши умения и способности, разум и интеллект, движимое и недвижимое имущество. И мы получаем удовольствие от всего, что дано нам Творцом взаймы — но в определенный момент этот заем нужно возвращать.
А как мы можем выплатить ссуду? Используя все, что дано нам Б-гом для исполнения Его воли, которая заключена в том, что мы должны превратить этот мир в место, где сможет пребывать Б-жественное. А сделать это возможно, соблюдая законы Торы.
Существуют два вида займов. Если вы берете на время часы, то со временем должны вернуть владельцу те же часы. Заемщику эти часы не принадлежат. Но если вы одалживаете деньги, то вы не должны возвращать те же банкноты, а только равную сумму. В этом случае взятые взаймы деньги переходят в полную собственность заемщика.
Займ, получаемый нами от Всевышнего, относится ко второму виду. Все, что дает нам Б-г, становится нашим — тело, таланты, разум, собственность. Тем не менее — в идеале — мы сознательно используем все данное нам ради достижения священной цели, описанной в учении Торы (На основе трудов Любавичского Ребе, Ликутей Сихот, том 1, стр.158-159). Именно таким образом мы возвращаем Б-жественный займ (или, по крайней мере, стараемся вернуть его). Кто-то спросит: «Сколько ты должен?» И ответом будет: «Все».
Тали Левенталь