Top.Mail.Ru

Работа в Шаббат

16.03.2012

Художник склоняется над картиной, пристально рассматривая свое творение. Поэт корпит над книгой. Скульптор кропотливо высекает из камня мельчайшие детали. Каждый мазок кисти, каждая стихотворная строка и насечка на камне выполнены с абсолютным вниманием, потому что в свои действия их создатели вкладывают душу. Но иногда художник отрывается от своего творения. Он распрямляет спину, расслабляется и даже отступает на пару шагов, чтобы рассмотреть плоды своих трудов со стороны и найти лучшую точку обзора. Он старается взглянуть на свою работу объективно и беспристрастно. Он просто отрешенно и даже отчужденно стоит или сидит в стороне. А затем вновь принимается за работу.

Представьте себе, что вам вдруг захотелось отразить всю мудрость нашего мира в одной книге, которая при этом будет не слишком объемной — чтобы ее было удобно копировать от руки, переносить из одного места в другое и передавать ее содержание из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Какой бы вы сделали такую книгу?

Вы, конечно, очень тщательно подбирали бы слова и старались наделить каждое из них многогранным смыслом. Вы составляли бы предложения таким образом, чтобы их можно было прочесть по-разному, а каждое новое прочтение несло бы в себе новый смысл. Вы старались бы использовать метафоры, помогающие увидеть в одной истории другую, в одном законе другой закон, и в одной идее — еще несколько. Если бы вы дали каждой букве числовое значение и сделали бы так, чтобы в одном слове буквы можно было бы переставлять местами, то каждое слово в такой книге стало бы настоящим кодом (точнее, целой системой кодов, скрывающей в себе несколько уровней понимания). Более того, даже манера начертания каждой буквы, расстояние между буквами, словами и предложениями несли бы в себе некие намеки и косвенный смысл. А для включения еще большего объема информации вы бы использовали контекст и наложение историй.

В середине повествования о законах строительства Мишкана (переносного Храма, который народ Израиля соорудил во время странствий по пустыне) Тора указывает на необходимость отдыха в Шаббат. Законам Шаббата посвящены сотни страниц Талмуда и тысячи страниц комментариев и законов; однако в книге Шмот эта тема раскрыта пятью короткими предложениями. Основным источником законов Шаббата является приведенное в Торе сравнение Шаббата с Мишканом. «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день Шаббата [полного «воздержания» от работы], посвященный Б-гу» (Шмот 35:2). Слово, используемое в Торе для обозначения работы — «мелаха» — в буквальном переводе означает «работа по сотворению чего-либо». Именно поэтому в Шаббат поливание растений является запрещенным видом работы, а перенос тяжелого шкафа из одного угла комнаты в другой — нет. В Талмуде перечислены «сорок без одного» видов работ (т.е. тридцать девять), относящихся к сотворению: начиная от «засеивания» и «разрыхления» и заканчивая «завязыванием узлов» и «зажиганием огня». Каждый из тридцати девяти видов работ подразумевает многочисленные действия (например, поливание растений определяется как толада, т.е. производная засеивания).

В Талмуде подобный список составлен после проверки всех видов «работ по сотворению чего-либо», которые совершались во время строительства Мишкана. В Торе приводится детальное описание того, каким должен быть Мишкан. Более десяти глав Торы посвящены описанию внешнего вида и разъяснению деталей постройки Мишкана — его 48 брусьев, 69 столбов, 165 гнезд фундамента, 26 полотнищ, 169 крюков (59 золотых, 60 серебряных и 50 медных) — и различных построек внутри Храма (Святое Святых, менора, стол для приношения хлебов, внешний и внутренний алтари и пр.) Еще большее число глав посвящено описанию того, как евреи устанавливали и переносили Мишкан в пустыне от одной стоянки к другой. Таким образом, сопоставляя законы Шаббата с законами, касающимися Мишкана, Тора запрещает в Шаббат те виды работ, которые выполнялись при строительстве Мишкана.

Хасидские мудрецы приводят еще одно объяснение такого сравнения. В Мидраше сказано, что слова Торы «Шесть дней будет совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас» указывают не только на то, что в Шаббат нам следует воздерживаться от любого вида работы. Нам также надлежит сделать все для того, чтобы вся необходимая работа была проделана в течение шести будних дней недели. Труд в эти шесть дней — такая же заповедь, как полный покой в Шаббат.

Так, рассказывая о Мишкане, Тора повествует о трех вещах:

1. Подробный рассказ о Храме, построенном народом Израиля в пустыне.

2. Определение видов работ, запрещенных в Шаббат.

3. Описание уклада жизни. Для чего мы пришли в этот мир? Какова наша миссия? Какую работу мы должны исполнять по воле Всевышнего в течение шести будних дней? Это возведение Мишкана — пристанища Б-га, сотворенного при помощи обработки различных материалов, окружающих нас в этом мире, и превращение их в «сосуды», отражающие всю доброту и совершенство Творца.

Хотите узнать, как можно сделать вашу жизнь «пристанищем Б-га»? Читайте заключительные главы книги Шмот, в которых приведено подробное описание материалов, внешнего вида и порядка работ по созданию Мишкана.

Как бы то ни было, в Шаббат мы прекращаем любую работу. Неужели это происходит потому, что Шаббат не имеет отношения к нашей повседневной жизни? В некотором роде — да, поскольку в этот день мы ничего не созидаем. Но, в то же время, отдых Шаббата является неотъемлемой частью нашего труда в будние дни. Точно так же, как художник отступает на шаг от своей картины, чтобы взглянуть на нее со стороны и не потерять ее главного смысла, растворившись в деталях, «сотворение дома для Всевышнего в нашем мире» требует еженедельной связи с духовным — чтобы мы не утратили главного смысла нашей жизни и не посвятили все свое внимание материалам, из которых мы строим «прибежище Всевышнего».

Именно здесь кроется глубокий смысл фразы из Талмуда, упомянутой выше — «сорок без одного» видов работы. Почему нельзя просто сказать, что в Шаббат нам запрещено выполнять «тридцать девять видов работ»? Мудрецы объясняют это тем, что сороковой вид работы — это «труд во имя Небес», который мы выполняем в Шаббат.

Строительство Мишкана включало именно сорок видов работ: тридцать девять из них были связаны с физическим трудом, которому мы посвящаем шесть дней недели, и еще один — труд духовного толка, совершаемый нами в Шаббат; и для этой работы нам надлежит воздержаться от тридцати девяти других, поскольку он подобен шагу назад и отдалению от трудов по возведению Мишкана в течение всей недели. Тем не менее этот вид работы является неотъемлемой частью возведения дома для Всевышнего в нашем мире.

Янки Таубер

Tэги: ШАББАТ
{* *}