Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.04.2012
«Снова наступает Песах. Сегодня вечером мы опять соберемся за пасхальным столом с родственниками, о существовании которых мы почти забыли, чтобы провести седер и рассказать всем известную историю. Неужели нам действительно необходимо на протяжении более трех тысяч лет вспоминать те дни, когда наши предки освободились из египетского рабства? Почему бы нам не отмечать более актуальные и насущные события?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Аарон Мосс:
Друг мой, похоже, вы читаете не ту Агаду. Седер — это не просто летопись событий, происходивших в далеком прошлом, это динамичный процесс освобождения и преодоления испытаний в настоящем.
Мы рабы. Рабы собственных комплексов, страхов, привычек, скептицизма и предубеждений. Эти самопровозглашенные фараоны — оболочки эго, не дающего нам выразить нашу истинную сущность, достичь заложенного в нас духовного потенциала. Наши души заключены в тюрьму нашего собственного эгоизма, лени и безразличия. Слово «Песах» в переводе с иврита означает «минование». Это время освобождения, когда мы минуем все препятствия на пути к внутренней свободе. В Песах мы даем нашим душам шанс раскрыться.
Перечитайте Агаду. Встречая слово «Египет», заменяйте его на «ограничения», а вместо слова «фараон» читайте «эго». Более того, прочтите Агаду в настоящем времени. Например, вместо «Рабами фараона были мы в Египте» прочтите «Мы — рабы своего эго, погрязшие в ограничениях».
Каким образом мы обретаем свободу? Вкушая мацу. Вкусив мацы, народ Израиля смог уйти из Египта и последовать за Б-гом в пустыню, потому что маца олицетворяет победу над эго. В отличие от хлеба, у которого есть форма и вкус, маца плоска и безвкусна; это хлеб капитуляции.
Как правило, мы боимся отказаться от эго, потому что полагаем, что, сделав это, потеряем себя. В Песах мы едим мацу, отказываясь от эго, и находим себя — то есть свою истинную сущность.
Этот вечер отличается от других тем, что мы обретаем свободу и позволяем нашим душам следовать за Б-гом без стыда и стеснения. Мы говорим: «Возможно, я не понимаю смысла того, что делаю, но у меня есть еврейская душа, и именно она является самым глубоким пластом моей личности».
Душа человека — это невинный ребенок внутри него, ждущий освобождения. Давайте в Песах позволим этому ребенку петь:
«Ма ништана а-лайла а-зе…»