Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.04.2012
В то время как все остальные народы мира определяют свою идентичность, исходя из пространственных границ, мы относим себя к еврейскому народу, основываясь на истории в границах времени. Каждый нюанс еврейской мудрости проявляется в форме такой истории, и все, что мы делаем, имеет отношение к этому повествованию. Ничто — ни исполняемые нами заповеди, ни наши традиции, ни наши принципы, ни энтузиазм — нельзя рассматривать вне связи с этим повествованием.
Что же это за история? Та самая, которую мы рассказываем нашим детям во время пасхального седера: «Мы были рабами, а Всевышний даровал нам свободу»; «Сегодня мы рабы, а в следующем году будем свободными людьми». Это история избавления, которая еще не закончена, но ее финал может наступить в любой момент.
Что происходит, когда еврей лишается своей истории? Он продолжает быть евреем, но у него нет дома. А если свою историю, не дай Б-г, потеряет весь еврейский народ — даже имея свою собственную страну со своим правительством — он станет бездомным народом. Мы выжили в изгнании потому, что, по сути, никогда не пребывали в нем полностью и всегда знали, откуда мы и куда вернемся, а, значит, можно сказать, что все это время мы уже были там, на своей родине — потому что у нас была и есть история. Но эта история несет в себе больший смысл, нежели просто выживание. Именно она делает нашу жизнь настоящей.
Нет ничего более истинного, чем эта история. Всевышний думал о ней еще до сотворения мира. Она была для Него настолько значимой, что Он сотворил наш мир, в котором эта история смогла бы раскрыться. Именно поэтому до тех пор, пока мы храним эту историю, у нас есть истина, но если мы забудем о ее существовании, то останемся с пустотой, с миром, который никогда не существовал. Наш мир, равно как и все существующее в нем, — ничто, его историю можно было бы рассказать иными словами бессчетное количество раз. А значение этой истории выходит за все мыслимые границы.
Подумайте об историях, которые мы создаем ежедневно: точно так же, как территории стран образуются по невидимым глазу границам, окружающая нас реальность формируется не только из засвидетельствованных нами событий, но и благодаря историям о них, которыми мы делимся друг с другом. Эти пересказы — наше любимое времяпрепровождение, мания, охватывающая всех и каждого.
При каждом удобном случае мы создаем друг для друга истории, составляя их из беспорядочных фрагментов дня. Как только человек видит или слышит что бы то ни было, его разум немедленно ставит перед собой задачу: подогнать это под историю, созданную ранее и творимую ежеминутно. Без этой истории все события превращаются в череду бессмысленных явлений. Причина, по которой мы передаем друг другу истории, заключается в том, что они несут в себе смысл, без которого мы не можем считаться людьми. Без смысла не существует ничего.
Именно такие измышления и занимают людей. И тем более это относится к истории Творца всего, что существует в нашем мире. По сути, ничто, кроме Его истории, не существует. Более того — эта история есть сила. Она говорит, что железные стены созданы для того, чтобы быть разрушенными, цепи — чтобы быть разорванными, тьма — чтобы быть рассеянной, а тираны — чтобы быть поверженными. Если мы выглядим жертвами, то только для того, чтобы изменить ход событий. Если мы рабы, это означает, что мы стали ими для того, чтобы впоследствии превратиться в хозяев.
Зло в этой истории — болезнь, которую нам предстоит излечить, угнетение — временная неупорядоченность, которую нам нужно устранить, а каждая исполняемая нами заповедь — очередная трансформация, еще один шаг из тьмы навстречу свету.
Без этой истории мы ничтожества, мы жертвы и рабы. Зло — это зло, тирания — в порядке вещей, а заповеди — не более чем странные ритуалы, и тьма всегда возвращается. «Рабами были мы в Египте», — этими словами все и заканчивается. Мы оглядываемся назад и видим, как нас убивают, мы смотрим на настоящее и видим, что нас окружает ненависть, а в будущем мы вовсе себя не видим. Если у нас нет истории, мы можем быть невероятно прекрасными людьми, но мы бессильны, поскольку неспособны исправлять зло и делать наш мир лучше. Мир огромен, а мы малы и ничтожны. И даже если у нас есть своя собственная земля, мы вынуждены жить по условиям других народов. Без своей истории мы продолжаем оставаться рабами египетского фараона.
Может ли тигр называться саблезубым, не имея зубов? Конечно, может. Но во что превратится его жизнь? Он может стать домашним любимцем и жить на заднем дворе. Его хозяева будут говорить: «Это саблезубый тигр. Просто у него нет зубов». Каждый день они будут выносить ему миску, полную разжеванного мяса. А он просто будет продолжать жить, чтобы все вокруг могли сказать: «Вот видите — саблезубый тигр действительно когда-то существовал».
Каждый из нас может быть хорошим евреем и хранить наши традиции, наше наследие. Мы можем оставаться потомками древней нации, существуя сегодня потому, что существовали вчера. Точно как добрый, безобидный, прирученный, измученный и бессильный старый тигр. Или же мы можем избрать другой путь: проживать свою историю и исполнять свою миссию, ослабляя влияние зла, подобно Давиду, который поборол Голиафа, подобно Моше, одержавшему победу над фараоном, и Аврааму, завоевавшему целый мир. И, согласно нашей истории, монстр рухнет на землю, а мы станем героями.
Теперь вы понимаете, почему в наше время мы должны начать претворять в жизнь эту историю, пусть и до того, как наступит ее конец. Именно сейчас, когда мы листаем последние страницы этой книги. Единственное, что может нас остановить, — это ее забвение.
В последний день Песаха Баал Шем Тов всегда устраивал три праздничные трапезы. Третья трапеза называлась «трапезой Мошиаха». Последний день Песаха — это день трапезы Мошиаха, поскольку в этот день открыто сияет свет Мошиаха.
В 5666 (1906) году в иешиве в Любавичах был принят новый обычай: все студенты участвовали в большой трапезе, устраиваемой в учебной аудитории. В тот день за восемнадцатью столами сидело 310 человек. На трапезе вместе со студентами был и Ребе. Он распорядился налить четыре стакана вина каждому студенту, а затем сказал: «Это трапеза Мошиаха».
Цви Фриман