Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.05.2012
«Жить в будущем» — поистине прекрасная находка для тех, кто коллекционирует оксюмороны. Конечно, оксюморон этот не настолько очевиден по сравнению, допустим, с таким привычным уже выражением, как «оглушительная тишина». Полный его смысл становится понятным только после вдумчивого изучения. Если вам смысл этой фразы еще не до конца ясен, позвольте мне помочь вам. Если человек живет в будущем, значит, для него это уже не будущее, а настоящее, верно? А если тот, о ком мы говорим, лишь думает, что живет в будущем, значит, он в нем не живет, не так ли?
Как бы то ни было, на этой неделе евреи всего мира отмечают знаменательную дату, связанную с человеком, который буквально жил в будущем. Лаг ба-Омер (то есть 33-й день счета омера) — день, когда наш мир покинул рабби Шимон Бар Иохай, родившийся во втором поколении после разрушения Храма — около 1900 лет назад. Рабби Шимон — автор книг Зоар (которая стала основой Каббалы), Мехильта (основополагающая книга по Мидрашу), а также сотен законов и учений, цитируемых в Талмуде. Рабби Шимон Бар Иохай сыграл важнейшую роль в процессе передачи Торы из поколения в поколение — как «открытой» ее части (талмудически-галахической), так и эзотерической (мистико-каббалистической).
И если существует одна главная черта, которой можно охарактеризовать всю жизнь рабби Шимона Бар Иохая, то заключается она в том, что он жил в реальности, которую большинство из нас познает только в будущем: в реальности Мошиаха, в мире избавления, гармонии и совершенства. О рабби Шимоне говорили, что для него Святой Храм не был разрушен, народ Израиля никогда не пребывал в галуте (физическом изгнании и духовном отчуждении), а мир достиг Б-жественного совершенства, присущего Эре Мошиаха.
Согласно рассказу Мидраша, один из учеников рабби Шимона уехал из Святой Земли, а спустя некоторое время вернулся очень состоятельным человеком. Другие ученики, видя его, завидовали и тоже хотели уехать. Рабби Шимону было об этом известно. Он привел учеников в долину, где открывался вид на гору Мерон и сказал: «Долина! Долина! Повелеваю тебе наполниться золотыми монетами!» И вся долина покрылась золотом. И сказал рабби Шимон ученикам: «Если золота хотите, то вот оно перед вами, берите. Но знайте: берущий теперь получает это вместо доли своей в Грядущем мире, ибо награды Торы — только там, в Грядущем мире (Мидраш Раба, Шмот 52:3)».
Любавичский Ребе раскрыл более глубокий смысл этой истории. Тора — это детальная концепция Всевышнего о сотворении и канал, по которому Свыше идет вся энергия и сила. И поэтому все в нашем мире, от самых высоких духовных благословений до материального состояния, которое приходит в виде золота, движется благодаря Торе. Но наш мир — альма де-шикра — место сокрытия и лжи. Нас окружает множество вещей, но их источник скрыт; мы видим результат, но, в лучшем случае, обладаем искаженными представлениями об их причине. В нашей реальности может случиться и так, что, несмотря на то, что Тора является источником всего золота мира, тот, чья жизнь посвящена Торе, может жить в нищете, а тот, кто отверг Тору, — владеть несметными богатствами.
Таков наш мир. А грядущий мир Мошиаха — это мир истины, в котором причина всего ясна, и этот источник открыт каждому. В Грядущем мире истина заключается в том, что видно и понятно буквально все, и источник пусть даже и материального золота заключен в Торе. Рабби Шимон Бар Иохай жил именно в такой реальности. Но его ученики жили в нашем мире.
Учеников рабби Шимона заботило то, что окружавшая их реальность конфликтовала с истиной, которую они знали. Им было неприятно, что их соученик, пренебрегший изучением Торы, стал богатым человеком, а они, днями и ночами изучавшие Тору, жили в нищете — несмотря на то, что знали: Тора — это источник всех благословений мира. Поэтому рабби Шимон Бар Иохай показал им часть Будущего мира, в котором сам пребывал каждое мгновенье жизни. И если они не могли войти в этот мир сами, то хотя бы ненадолго увидели его.
Каждый год в Лаг ба-Омер мы попадаем на орбиту Будущего мира рабби Шимона. Расскажу вам еще одну историю, которую Ребе часто приводил в качестве примера. У великого каббалиста рабби Ицхака Лурии (Святой Ари, 1534-1572) был ученик по имени рабби Авраам Халеви. Каждый день рабби Авраам читал молитву «Нахем», в которой упоминается разрушение Святого Храма и последовавший за ним галут; за этим следует обращение к Творцу — просьба утешить Его скорбящий народ, восстановить Храм и Его присутствие среди нас. Как правило, «Нахем» читают раз в год во время дневной молитвы в пост 9-го ава (в день, когда был разрушен Храм). Но рабби Авраам так остро чувствовал боль утраты и изгнания, что читал ее каждый день.
Поскольку для рабби Авраама это был ежедневный обычай, то «Нахем» он читал и в Лаг ба-Омер. Тут его и поджидала неприятность. Однажды рабби Ицхак пригласил к себе рабби Авраама и сказал ему: «Рабби Шимон Бар Иохай явился мне и сообщил — спроси этого человека, почему ты читаешь “Нахем” в день моей радости?»
Хасидские мудрецы говорят, что в день, когда душа человека покидает наш мир, «все его поступки, слова и знания» находятся на предельно высоком уровне свершения и реализации. Именно поэтому, объяснял Ребе, рабби Авраам был осужден за то, что он скорбел о галуте в Лаг ба-Омер. В этот кульминационный для жизни рабби Шимона Бар Иохая день, когда вся его энергия раскрывается в полной мере, мы способны увидеть мир таким, каким его видел рабби Шимон — свободным и совершенным.
А что же с прекрасным оксюмороном?
В Талмуде сказано, что «там, где находятся мысли человека, пребывает он сам». Поэтому выражение «Жить в будущем» далеко не всегда противоречит действительности, тем более, если вы уже живете там.
Янки Таубер