Top.Mail.Ru

Месяц сиван

22.05.2012

Согласно «Сефер Йецира» («Книге творения»), каждому месяцу еврейского года соответствует буква еврейского алфавита, знак зодиака, одно из двенадцати колен Израиля, чувство и орган или часть тела. Сиван – третий из двенадцати месяцев еврейского календаря. В этом месяце Израилю была дана Тора.

Этому месяцу соответствуют буква – «зайн», знак зодиака («мазаль») – Близнецы («теомим»), колено – Зевулун, чувство – ощущения от движения, часть тела – левая нога.

Буква — «зайн»

Несмотря на то, что сиван – третий месяц года, Талмуд говорит: «Благословен будь Милосердный (милосердие следует третьим среди неотъемлемых качеств Всевышнего), давший Тору из трех книг («Тора», «Невием» и «Кетувим») народу из трех сословий (Коэны, Левиим и Исраилим) в третий месяц (сиван) через трех прародителей (Моше [Моисея], Аарона и Мирьяма)».

Семь – число, наиболее часто встречающееся в Торе, оно же является числовым значением буквы «зайн». Тора была дана в Шаббат – седьмой день недели. Название колена Израилева, которое соответствует месяцу сиван, – Зевулун. Оно тоже начинается с буквы «зайн».

Наши мудрецы говорят, что к месяцу сиван относится слово «зе» (этот), что означает уникальность пророчества Моше («чистый кристалл»), давшего Тору. Сам Моше родился и покинул мир в седьмой день адара – 12-й месяц года, по гематрии – «зе» («зайн» – 7 + «hей» – 5 = 12).

Главы Торы, относящиеся к месяцу сиван, – из начала «Книги Бэмидбар» («Числа»). В третьей главе – «Бехаалотха»» – есть раздел из двух стихов («И когда ковчег путешествовал…»), который отделяет от всей Торы предшествующий и последующий текст (двумя «перевернутыми буквами “нун”»). Наши мудрецы учат нас, что таким образом Тора делится на семь книг, а не, как обычно, на пять. Это отражается в стихе «Она вырезала семь шестов». «Зайн» (7) и «hей» (5, обычное деление Торы), составляют «зе», то есть уникальный уровень пророчества Моше.

Форма буквы «зайн» – «вав» с венцом наверху. Это символизирует венец, которым увенчалась душа каждого еврея, когда мы получили Тору (душа, как учат наши мудрецы, состоит из двух уровней, то есть из двух венцов). Десять Заповедей состоят из 620 букв, числовое выражение в ивритских буквах «кетер» – венец.

Знак зодиака — Близнецы («теомим»)

Знак Близнецов символизирует две идентичные Скрижали Завета, которые были даны Моше.

Обычно момент дарования Израилю Торы сравнивают с «венчанием» (между Всевышним и Израилем). В Песне Песней (5:2) высший уровень венчания описывается как свадьба между близнецами («тамати», которые наши мудрецы произносят как «теомати»).

Архетипические близнецы Торы – два брата, Яаков и Эсав. Они не только не похожи друг на друга, но напротив, являются антиподами. И, тем не менее, силой дарования Торы в месяц сиван оба близнеца спаслись и смогли воссоединиться. В каждом еврее Яаков представляет склонность к добру, а Эсав – к злу. Нам сказано любить Всевышнего «всем своим сердцем» – «обеими нашими склонностями». В двух скрижалях завета правая скрижаль относится непосредственно к Яакову, а левая – к Эсаву («Не убий; не прелюбодействуй; не укради…»).

Колено — Зевулун

Колено Зевулуна обычно идет в паре с коленом Иссахара. Иссахар славился усердием в изучении Торы, а Зевулун оказывал ему материальную поддержку. В Каббале говорится, что в «причине» всегда кроется нечто более высокое, чем в «результате». Согласно этому принципу, объясняет Аризал, что душа Зевулуна происходит из «кетер», то есть она выше, чем душа Иссахара, которая берет свое начало в «хохма» (мудрость, одна из трех стадий процесса познания).

Сама Тора, впервые данная на горе Синай, по своему уровню относится к «кетер», и это подтверждается тем, что Десять Заповедей состоят из 620 букв – «кетер» (это соответствует 613 мицвот Торы и 7 мицвот наших мудрецов), как уже говорилось выше. Зевулуну также следует изучать Тору. Его изучение Торы – на уровне «кетер».

Чувство — ощущения от движения

В данном случае «ходьба» означает ощущение постоянного непрерывного прогресса. Каждый закон Торы называется Галаха, от слова «идти». Наши мудрецы объясняют это так: «Мир идет к Нему» (Хавакук 6:4), и тот, кто ежедневно изучает Галаху, безусловно, заслужит мир грядущий.

Тора дает нам силы идти вперед, продвигаться с нашего изначального уровня и собирать Б-жественные искорки, разбросанные в этом мире. Так же сказано и про Зевулуна: «Радуйся, Зевулун, выходу твоему» (Второзаконие 33:18).

Ангелы же, которые не получили Тору, называются «стоящими» (ибо они не обладают движением жизни), а души Израиля (которые получили Тору) называются «идущими среди чужих».

О «силе» Торы в общем и целом сказано: «Они (души Израиля, изучающие Тору и соблюдающие заповеди) будут идти от силы к силе» (Псалмы 84:8). Наши мудрецы толкуют эти слова следующим образом: «Праведники не знают отдыха, ни в этом мире, ни в грядущем». Согласно хасидскому учению, в состоянии абсолютного покоя мира грядущего душа праведника постоянно будет чувствовать «бесконечный прогресс» и будет «идти вперед» (чувство спокойствия – чувство месяца кислев [третий месяц от тишрея], месяца, дополняющего сиван [третий месяц от нисана], в годичном цикле).

Часть тела — левая нога

Как и в любой паре «правого» и «левого», «правое» символизирует духовность, а «левое» – телесность. По словам наших мудрецов, «Он протянул правую руку и создал небо, и протянул левую руку и создал землю».

Как мы видим из вышесказанного, речь – чувство месяца нисан – контролируется правой ногой. Ходьба, связанная с чувством месяца сиван, контролируется левой ногой. Речь тоже напоминает ходьбу, так как в Танахе мы часто находим идиоматическое выражение «идущий язык». Но, разумеется, речь гораздо более духовна, чем ходьба (хотя оба этих действия имеют внутреннюю духовную суть: речь – чувство лидерства, ходьба – чувство прогресса).

В Мишлей (10:9) мы находим слова: «Кто идет искренне, будет в безопасности». За искренность («темимут») отвечает левая нога («сефира ход»), за безопасность («битахон») – правая нога («сефира нецах»); уверенность дает человеку возможность говорить без запинок, то есть не спотыкаться, если сравнивать с ходьбой. Таким образом, этот стих учит нас ходить «левой, правой…», ибо за ходьбу, как за действие, отвечает левая нога.


{* *}