Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.07.2012
Бааль-Пеор (он упоминается в книге Бемидбар) был древним идолом, которому поклонялись моавитяне. Их культ включал различные чувственные наслаждения и распутство. Но поражает воображение другой факт: в ходе служений те, кто верил в Бааль-Пеора, должны были прилюдно испражняться во славу своего бога!
Да, это звучит дико. О чем вообще думали эти люди? По их мнению, это было служением богу и именно таким образом они считали нужным выражать перед ним свой трепет? Современному человеку абсурдным кажется даже тот факт, что в свое время люди преклоняли колени и молились идолу, то есть обычному камню. Но когда мы узнаем, что человек, искренне веря в исполнение высокой миссии, мог испражняться перед объектом поклонения, то понимаем, что до этого не вполне верно толковали для себя понятие абсурдности.
Хасидские мудрецы попытались восстановить информацию о том, как исполнялся этот поистине самый необычный способ поклонения. Изначально Пеор был самым обычным идолом, занимавшим свое место в сознании ханаанейцев наряду с другими богами и идолами. Поклонники Пеора обособились от остальных и вскоре стали известны благодаря своей преданности идолу. Они устраивали долгие молитвы, совершаемые с особым рвением; во время служений многие теряли чувство времени и не понимали, где находятся. Их отрешенность от материального мира, помноженная на покорность и повиновение своему божеству, приводили к тому, что они не могли контролировать собственные тела.
Передача религиозной концепции от одного поколения другому — дело непростое. Молодежь видела, что делают старшие, но неверно понимала идею, лежащую в основе тех или иных действий. Со временем их методы «поклонения» далеко ушли от религиозных обрядов предков, которые наполняли свое служение определенными идеями. Последующие поколения просто предавались блуду и шли на поводу у своих эгоистических желаний, стремясь получить как можно больше удовольствия. Из уважения к религиозным предкам они соблюдали обряды молитв, но не вкладывали в них должный смысл. Проще говоря, эти люди оставили себе отбросы и пренебрегли истиной.
Конечно, проще всего высмеивать древние ритуалы идолопоклонников за то, что те предпочли внешнее внутреннему. Но ведь многие из нас совершают эту ошибку и сегодня, не правда ли?
Я приведу один пример такого слепого энтузиазма. Лет 50-60 назад жизнь обычного работяги, вынужденного кормить семью была намного сложнее, чем сегодня. Большинство американских евреев тоже жили довольно бедно. Люди ехали в Америку из выжженной Катастрофой Европы и мечтали о том, как начнут новую жизнь. Все они очень тяжело работали, откладывали деньги и использовали любую возможность на пути к лучшей жизни.
Я знаю людей, которые десятилетиями работали по 16 часов в сутки, уходя из дома до того, как проснутся дети, и возвращаясь смертельно уставшими уже после того, как все домочадцы ложились спать. Они жертвовали своим здоровьем ради детей, которые почти не видели родителей.
Сегодня мы живем в совершенно другом мире, и перед нами открываются другие испытания. Многие из тех, кто построил собственное дело, создали его из ничего, трудясь дни напролет и оставив право на относительный комфорт собственным детям. Большинство американских евреев следующего поколения пошли в университет, став докторами или юристами. Сегодня же многие из нас могут позволить себе поменьше работать и больше времени проводить дома или в синагоге.
Как бы то ни было, большое количество людей слишком много времени посвящают вещам, далеким от истинных ценностей. Сюда можно отнести и трудоголиков, служащих только своему делу и клиентам за счет своей семьи, и тех, кто проводит долгие часы за игрой в гольф. Мы будто бессознательно ведем образ жизни, схожий с тем, что вели наши предки, но не испытываем знакомое им чувство долга перед будущим.
Дети предыдущих поколений понимали, что их папа проводит дома так мало времени потому, что очень любит свою семью, а сегодняшние дети ощущают себя брошенными; родители таких детей предпочитают быть где угодно, но не дома с детьми.
Если это не напоминает историю с Бааль-Пеором, то на что тогда это похоже?
Урок, который мы можем извлечь из истории с отвратительным поведением поклонников Пеора, заключается в том, чтобы мы научились видеть по-настоящему важные в нашей жизни вещи и жить ради них, не обращая внимания ни на что, и сосредоточившись на истине. Не стоит следовать за идеей слепо, не понимая ее сути. Прежде нужно убедиться в том, что ваша мотивация схожа с оригинальной идеей.
Все предыдущие поколения, в частности наши родители, проложили для нас путь, и на нас лежит ответственность за то, чтобы сделать его настоящей магистралью, не сбившись с курса и не закончить его в тупике потерянных возможностей и безнравственных поступков.
Элиша Гринбаум
Иллюстрация: изображение Бааль-Пеора из "Адского словаря" Колина де Планси (1925)