И встал Авраам рано утром, и оседлал осла своего.
(Берешит 22:3)
И встал Бильам поутру, и оседлал ослицу свою.
(Бемидбар 22:21)
Представьте себе, что перед вами на полке стоят две прекрасные вазы. С того места, где стоите вы, они кажутся абсолютно одинаковыми — обе сделаны из прочного материала и являются прекрасным примером искусной работы мастера. Изысканные узоры на поверхности ваз демонстрируют истинную красоту и мудрость.
И вот вы приближаетесь к вазам, чтобы рассмотреть их получше. Внимательно изучив вазы, вы понимаете, что ничего не омрачает красоту их симметрии. Они не уступают друг другу по мастерству исполнения и красоте. Вы берете одну из ваз в руки и постукиваете по ее поверхности — сначала робко, а затем увереннее. Ваши пальцы скользят по изгибам вазы и вскоре вам становится понятно, что глаза вас не обманули — она в действительности крепка и красива.
Наступает черед второй вазы. Как только вы касаетесь ее, она рассыпается на осколки.
Пророк и чародей Бильам, которому царь моавитян поручил проклясть сынов Израиля (Бемидбар 22:2–25:9), является одним из самых интересных и парадоксальных персонажей Торы. Он немногим уступает Аврааму по страстности
, а сила его пророчества подобна силе Моше Рабейну
. С другой стороны, он характеризуется как самый порочный, алчный и безнравственный человек, когда либо живший в нашем мире (Талмуд, Сангедрин 105a–b; Пиркей Авот 5:19).
Да, таков парадокс зла. Его цель — дать нам возможность выбора. С точки зрения Торы, выбор критично важен: без свободы выбора между добром и злом идея морали (т.е. ответственности за свои действия), концепция исполнения заповеди (Б-жественного повеления относительно того, как человеку следует поступить в том или ином случае), цели и значимость человеческой жизни теряют всякий смысл (Коэлет 7:14).
А для того, чтобы выбор стал таковым, он должен стать равнозначным. В итоге рождается принцип, согласно которому «и то, и другое сделал Б-г» — то есть ситра ахера («другая сторона») зла наделена той же мощью и притягательностью, что и сторона добра.
С другой стороны, с точки зрения Торы не менее важен принцип, по которому Б-г есть суть добра, и все, что исходит от Б-га — добро
, и поскольку «нет другого, кроме Него» (Дварим 4:35), все, что существует в нашем мире, — это чистое и неподдельное добро.
Быть евреем — значит обладать двояким знанием. Одна сторона этого знания заключается в том, что мы должны бороться со злом каждый миг своего существования, поскольку испытания, которые зло ставит на нашем пути, требуют всей силы, которая есть у человека для того, чтобы одолеть его. Вторая сторона знания — это абсолютная уверенность в том, что мы победим в этой битве, и добро восторжествует.
Таков парадокс зла. Демонстрируемая нам оболочка излучает силу, красоту, убедительность, но по сути внутри этой оболочки — пустота: все это не более чем иллюзия, которая рассеивается при первом же прикосновении добра, которое заключено в нас.
Янки Таубер