Я нередко слышу такие примерно слова: «Я, конечно, не очень религиозен, но соблюдаю Десять заповедей». В такие моменты мне хочется ответить: «Неужели? То есть, вы понимаете, что Десять заповедей — это не те действия, которые мы можем исполнять или не исполнять по собственному выбору?» И мне интересно, понимают ли люди, делающие подобные заявления, чем на самом деле являются Десять заповедей?
Моше Рабейну говорит о Десяти заповедях в книге Дварим. Давайте рассмотрим каждую из них, чтобы лучше понять их значимость.
1) Я Господь Б-г твой. Эта заповедь повелевает нам верить в единого Б-га. Уверен, что все мы полностью понимаем ее смысл.
2) Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Допустим, вы не бьете поклоны перед статуей Будды, стоящей в вашей гостиной. Вопрос в другом: а должна ли она вообще там находиться? Примечателен тот факт, что сегодня по всему миру проводятся разнообразные шоу, так или иначе эксплуатирующие в своем названии слово «идол». Более того, к современным идолам можно отнести и знаменитостей — Бреда Питта, Мадонну и прочих, кому буквально поклоняются люди.
3) Не произноси имени Господа Б-га твоего всуе. В данном случае речь идет не только о ругательствах или клятвах в суде. Значит, на улице сквернословить можно? Сколько вам известно бранных слов? И для чего употреблять их вместе с упоминанием имени Творца?
4) Соблюдай день Субботний, чтобы свято хранить его. Что интересно — Десять заповедей упоминаются в Торе дважды. В книге Шмот четвертая заповедь начинается со слова «захор» — «Помни день Субботний, чтобы освящать его». А в главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, сказано: «Шмор» — «Соблюдай день Субботний». «Память» в данном случае олицетворена посредством таких действий, как кидуш, зажигание свечей и пр. А «соблюдение» Шаббата выражается в оберегании его от осквернения — и это самая сложная часть исполнения данной заповеди, поскольку она вносит ограничения в наш образ жизни. И когда речь заходит о ее исполнении наступает момент, когда человек получает возможность показать степень своей решимости и преданности.
5) Почитай отца твоего и мать твою. В исполнении этой заповеди многие могут служить достойным примером. Я восхищаюсь сыновьями, дочерьми и зачастую невестками и зятьями, которые всячески опекают раздражительных и сварливых родителей. Со временем эта заповедь становится все сложнее и сложнее для исполнения. Но для Торы не существует возрастов, и наша обязанность — заботиться о родителях, когда они начинают зависеть от нас, как и они когда-то заботились о нас, когда мы зависели от них.
6) Не убий. Ну вот, еще одна заповедь из легких. Уверен, что никому из читающих эти строки, не приходилось никого убивать. Возможно, вы задумывались об этом и почти совершали задуманное, но ведь евреи не из тех, кто с легкостью убивают. Значит, эту заповедь мы исполним с легкостью.
7) Не прелюбодействуй. Ну... Не будем об этом.
8) Не укради. Строго говоря, это относится в первую очередь к похищению людей, но любая кража — пусть и самая, казалось бы, честная — просто исключена.
9) Не лжесвидетельствуй. Насколько мы честны? Даже если на нас нет клятвы, наше слово должно быть свято. Помню случай, когда одного раввина представили перед университетскими студентами как человека, «который ни разу не солгал». О многих ли из нас можно сказать то же самое?
10) Не желай жены ближнего своего. Тоже непросто. Согласно комментариям, эти слова являются запретом на желание обладать имуществом другого человека, и на стремление заполучить для себя то, что принадлежит другому — пусть и законным путем. Получи свое, для чего тебе его жена, дом или машина?
Ну вот и все. Сколько пунктов вам удалось отнести к исполненным? Вы сдали этот экзамен? Есть к чему стремиться, правда? Я верю, что все мы добьемся этого и в один прекрасным день смело скажем, что исполняем Десять заповедей.
Йоси Гольдман