Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.08.2012
Каждую неделю в городке Докшиц хасиды собирались на фарбренген. На столе всегда присутствовал панес — своеобразный напиток из разбавленной подогретой водки с сахаром. Как-то раз реб Арье, машпиа (хасидский учитель) Докшица, решил на фарбренгене дать урок по книге Тора Ор, в которой были собраны мысли основателя движения ХАБАД, рабби Шнеура Залмана из Ляд. Ребе Шмуэлю из Любавичей (1834-1882) не понравилась эта идея. «Тора Ор и панес?» — он вопросительно взглянул на реб Арье, покачав головой. Ему не давала покоя мысль о том, что святую Тору в Докшице учат именно так. «Скажи мне, какая связь между беседами о хасидской мудрости и стаканом панеса?» Некоторое время спустя реб Арье приехал в Любавичи и рассказал Ребе, что уроки стали значительно короче, поскольку проходят теперь без панеса. «Ну так надо было вернуть им панес, — сказал Ребе, — если уж они учат Тора Ор».
Тора изобилует описаниями наград, которые Всевышний дарует нам, если мы будем исполнять Его заповеди, и наказаний, которые обрушатся на нас, если мы, не дай Б-г, откажемся от них. «Если послушаетесь Моих повелений… любя Господа, Б-га вашего, и служа Ему всем сердцем вашем и душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок... И земля ваша будет плодоносить, и деревья будут давать плоды».
Конечно, мы способны на такое. Неужели мы не можем, как сказал Маймонид, «нести истину потому, что она истинна»?
Многие поколения мудрецов Талмуда, средневековых комментаторов, каббалистов и хасидских ребе неоднократно излагали концепцию Торы относительно наград и наказаний. Все они дают разнообразные объяснения, но при серьезном их изучении становится понятно, что все эти мудрецы приводят не различные или параллельные доводы, но их разъяснения дополняют друг друга, открывая разные уровни одной истины.
Вот несколько примеров таких разъяснений:
1. Сейчас мы переживаем определенную стадию.
Когда отец за хорошее поведение дает сыну конфету, он не планирует поступать так же на протяжении всей жизни ребенка. Таким образом он просто учит своего сына. Позднее, когда ребенок подрастет и накопит достаточно интеллектуальных и моральных сил для того, чтобы «нести истину потому, что она истинна», в его природе уже будут заложены определенные модели поведения, и избранный человеком образ жизни не будет ему в тягость, поскольку он будет действовать по зову сердца и души.
2. Нам доверена эта миссия.
Когда Всевышний за добро дарит нам добро материальное, Он не «вознаграждает» нас — Он дает нам возможность творить еще больше добра. Как сказал Маймонид, «Всевышний обещает нам, что если мы будем соблюдать [Его Тору] с радостью... Он уберет из нашей жизни все то, что может помешать нам исполнять Его заповеди — болезни, войны, голод и тому подобное, и прольет на нас благословения, которые дадут нам силы для соблюдения Торы — пищу, мир на земле, золото и серебро, чтобы у нас не было нужды заботиться о материальном, и мы посвящали свое время изучению мудрости и соблюдению заповедей, благодаря которым мы удостоимся жизни в Будущем Мире...»
3. Такова (духовная) природа вещей.
Считается ли перелом ноги «наказанием» Творца за прыжок из окна со второго этажа? А здоровые сосуды — это «награда» за отказ от продуктов с высоким содержанием холестерина? Так оно и есть — поскольку на все, что происходит с нами, есть воля Всевышнего. Но это не означает, что кто-то наблюдает за нами сверху, записывая все наши добрые и греховные поступки, а затем раздает награды и наказания. Всевышний установил определенные «законы природы», которые распространяют Его действия в ответ на наши. Существуют физические законы природы, выделенные учеными, и духовные законы природы, описанные в Торе через заповеди, которые указывают на то, что праведные с точки зрения духовности поступки влекут за собой духовные преимущества, а безнравственные действия наносят духовный ущерб. А поскольку наше физическое существование обусловлено духовной реальностью и является ее отражением, духовные поступки человека, несомненно, влияют на его физическую жизнь.
4. Жизнь — это то, что мы делаем с ней.
Наше поведение — это наша «граница контакта» с большим миром, фильтр, через который происходит влияние людей друг на друга. С хорошими людьми случается все самое лучшее, с плохими — только негативное, поскольку плохие люди воспринимают все происходящее с ними в дурном свете, а хорошие — в положительном. Оглянитесь на свою жизнь, сравните ее с жизненным опытом близких вам людей, и вы поймете, что это утверждение недалеко от истины.
5. Истина — во внешнем.
По своей природе истина последовательна и неоспорима, она присутствует в каждой детали и не исчезает ни при каких обстоятельствах. Поскольку Тора и заповеди — то есть, жизнь, связанная со служением Творцу, — истинное добро, оно выражается на всех уровнях нашего мира, включая материальную реальность. Факт того, что добро, которое несет в себе Тора, проявляется на внешнем уровне взаимодействия с реальностью, красноречиво указывает на ее истинность.
6. Все так и есть.
Янки Таубер