Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.08.2012
Есть тут настоящие пророки? Ложных полно и они были всегда. Во времена, описанные в Пятикнижье, Тора уже указывала на тот факт (Дварим, гл.13), что мы будем встречать людей, похожих на пророков. Более того, эти люди могут творить чудеса подобно пророкам, но по сути они – ложные пророки.
Но почему в таком случае Всевышний допускает, чтобы они творили чудеса, которые производили бы большое впечатление на окружающих? В главе из Торы, которую мы читаем на этой неделе, сказано, что таким образом Создатель проверяет нас. Если мы действительно любим Его всем сердцем и душой, то не удивимся никаким чудесам и удивительным вещам. Такие испытания будут встречаться на нашем жизненном пути всегда и основная их цель заключается в том, чтобы проверить, воодушевит ли нас так называемый пророк на то, чтобы следовать путями Б-га, или напротив — оттолкнет нас от Него? И если такой «пророк» не предан слову Всевышнего, значит он не пророк, а самозванец.
Если вы в какой-то момент решили, что жизненные испытания закончились вместе со школьными экзаменами, возможно, вы заблуждаетесь. Наша жизнь полна испытаний, которые зачастую оказываются посложнее, чем химия или физика. Более того, к таким экзаменам нет возможности подготовиться заранее.
Бедность — серьезное испытание веры. Но и богатство может стать таким испытанием, и оно будет еще серьезнее. Слабое здоровье также можно отнести к проверкам жизни. Каждый из нас проходит свои личные тесты и испытания. Конечно, мы можем пожелать для себя испытаний, которые проходят другие, но наши проверки являются только нашими и проходить их нам приходится в одиночку. То, что искушает одного, никак не повлияет на другого. То, что мне кажется сложным, для вас оказывается довольно простым, и наоборот. И если в трудный момент мы вспомним о том, что стоим перед испытанием, то будем больше готовы к тому, чтобы преодолеть его.
Зачастую мы и не догадываемся о том, что уготованная нам проверка — не что иное, как наше личное духовное испытание, которое, пожалуй, является самым серьезным тестом всей нашей жизни. И нам не всегда нравится тот факт, что наши души приходят в этот мир для того, чтобы проходить подобные испытания. И поэтому мы размышляем, задавая следующие вопросы:
Если Б-г существует, то где Он был во время Холокоста?
Если Всевышний не хотел, чтобы у меня были эти деньги, почему мой начальник оставил кассу открытой?
Если мне не нужны эти отношения, то почему мне так хорошо? Эта несчастная женщина живет в несчастливом браке. Неужели она не заслуживает хоть немного счастья? Неужели я не могу помочь ей в этом?
Если Создатель действительно хочет, чтобы я соблюдал Шаббат, почему именно в субботу происходит все самое интересное?
Если предполагается, что я должен носить кипу, то почему я лысый? Мне попросту не на что ее прикрепить!
Но если мы принимаем концепцию испытания веры, то нам становится намного проще преодолевать любые преграды, какими бы серьезными они ни казались. Вопрос остается открытым: для чего Творец испытывает нас? Неужели для того — как сказано в недельной главе Реэ — чтобы проверить, действительно ли мы любим Его всем сердцем и душой? Неужели Всевышнему об этом ничего неизвестно? Есть ли хоть что-то, чего Он не знает?
Рабби Шнеур Залман из Ляд предлагает ответ на этот вопрос в своей книге Ликутей Тора — классическом источнике хасидской философии. Он пишет о том, что основная цель испытаний заключается не в том, чтобы о нашей любви и преданности стало известно Создателю, а в том, чтобы мы сами знали об этом. Всевышний посылает нам испытания, чтобы, пройдя их, мы раскрыли запрятанную в наших сердцах и душах любовь к Творцу. Преодолевая испытания жизни, мы обнаруживаем в себе новые силы, понимаем, что верим в Б-га, всегда поддерживаем с Ним связь и наша преданность Ему истинна. Мы начинаем верить в свою собственную духовную силу, которая по мере прохождения новых испытаний все больше тянется к Творцу.
Мы не ищем испытаний. Каждое утро мы читаем молитву, прося Всевышнего «Не искушай нас». Но если на нашем пути встает испытание, мы должны понимать, что его преодоление важно для того, чтобы стать лучше — и как человеку, и как еврею.
И да не будет на нашем пути испытаний. Но если они возникают – давайте помнить о том, что это проверка. Я молю Всевышнего о том, чтобы мы с легкостью прошли их все.