Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.08.2012
Самый простой ответ на вопрос, что такое духовность: духовным можно назвать все то, что не относится к физическому. Но если мы не дадим определения «физическому», то особой ясности это объяснение не внесет.
Кто-то скажет, что «физическим» является все, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем или осязаем. И тут возникает проблема. Я не могу ощутить радиоволны ни одним из пяти органов чувств — равно как и любую другую форму электромагнитной энергии, выходящей за пределы светового спектра. Означает ли это, что мои телефонные звонки передаются на духовном уровне, а микроволновая печь разогревает еду при помощи духовности?
С одной стороны, я вижу радугу. Но насколько она материальна? Являются ли материальными цвета? А цвета, возникающие в результате оптической иллюзии (например, зеленый, появляющийся при смешении красного и синего)?
В этом случае лучшим определением физического будет любое явление, которое можно измерить. Мы не можем увидеть радиоволны, гравитацию или ядерную силу. Мы не способны услышать инфразвук или ультразвук (звуки с очень низкой или высокой частотой соответственно), а также почувствовать воздух. Но все это мы можем измерить, по крайней мере, теоретически.
Следовательно «духовным» является то, что не поддается измерению. Вы когда-нибудь пытались оценить глубину любви или отнести какую-либо мысль к той или иной категории? Мы способны отмечать симптомы и действия и даже в определенной степени измерить их глубину, но мы не можем измерить сами чувства или мысли. И не потому, что у нас нет необходимых для этого инструментов, а потому, что они по сути своей не поддаются измерению и относятся к той категории явлений, о которой социологи и психологи говорят, что они «не поддаются измерению, но имеют решающее значение».
Если вы читаете эти строки, значит вы наверняка живы. Жизнь по сути своей неуловима. Говоря о ком-то, что он жив, мы имеем в виду, что он не будет тем же, кем был минуту назад. Это определение неустойчиво, оно выходит за рамки самого себя. Растение живет потому, что растет. Животное стоит на еще более высокой ступени жизни потому, что оно движется и делает это целенаправленно, по собственному усмотрению. Человек еще более неуловим, потому что при общении с окружающими он постоянно меняется.
Именно по этой причине наиболее часто используемой метафорой духовного является свет. Ведь свет — самый непостоянный из всех физических явлений. Мы не видим света, но лишь объекты, от которых он отражается. Мы не можем его осязать, слышать, пробовать на вкус или чувствовать его запах.
Интересен тот факт, что человек не может точно измерить свет, даже вооружившись самыми последними технологиями. Согласно квантовой механике (пожалуй, самой успешной теории физики в нашем мире), невозможно измерить ни позицию, ни скорость фотонов света (или любой другой частицы энергии). И причина заключается не в том, что у нас нет достаточно сильных технологий, а в том, что такого измерения просто не существует. Фотон света обладает скоростью, но не позицией, или наоборот, но не обоими качествами одновременно.
Стоит отметить, что свет — все-таки физическое явление. Но он больше относится к духовной форме, нежели остальные явления, существующие в нашем мире.
Научна ли духовность?
Если духовность является неотъемлемой частью человеческой жизни, почему же современная наука игнорирует ее (а некоторые ученые просто отрицают существование духовности)?
Современная наука изучает предметы и явления, которые поддаются измерению. На данный момент человечество не располагает инструментами для научной работы с теми вещами, которые невозможно измерить. Вследствие этого мы неизбежно сталкиваемся с проблемами: пытаясь понять Вселенную, оценивая ее с точки зрения количества, но не качества, мы ограничиваем наши познания. Мы можем говорить о времени с точки зрения метрической системы. А кто оценит качество течения времени как жизненного опыта человечества?
Мы можем говорить о цветах в рамках частоты световых волн и их сочетаний, но эти рассуждения все еще далеки от того, что человек называет цветом, который изменяется в течение дня в зависимости от настроения и других факторов.
Мы говорим о нейронах, передающих информацию, которая отображается в мозге и сохраняется там. Но как быть с опытом восприятия нами этой информации? А с «первичными ощущениями» человеческого сознания? Как мы вообще можем говорить о том, что понимаем Вселенную, когда у нас нет возможности рассмотреть наш опыт взаимодействия с миром с научной точки зрения? Как мы можем утверждать, что хоть что-то понимаем, если не видим связи с внутренней идеей опыта человечества?
Несмотря на то, что нам неизвестно, что такое духовность, мы постоянно находимся под ее влиянием. О духовном мы узнаем от особых людей, которые способны увидеть и почувствовать то, что скрыто от остальных. Мы можем сравнить впечатления таких людей, проанализировать их и попытаться построить на них наши идеи. На эту тему есть масса рассуждений в Каббале, а классические каббалисты разработали четкую систему для изучения идеи духовности. Еврейская традиция, которую можно сравнить с наукой, скрупулезно аккумулирует и бережно выстраивает свои идеи на основе знаний и опыта прошлого.
Когда-нибудь, возможно в недалеком будущем, мы найдем способы включать нематериальные явления в научные исследования. Но до той поры будет, по меньшей мере, неправильно полагать, что то, что не поддается счету, просто не существует.
Цви Фриман