Сегодня в западном обществе ведется множестводебатов на тему о том, что важнее: сохранение культурного многообразия илиассимиляция различных групп и сегментов социума на базе общих ценностей. Обе позициинаходят аргументы как «за», так и «против».С одной стороны, общество обогащается за счет разнообразия составляющих егоэлементов и различных культурных, языковых и ценностных отличий. Принудительноеединение различных элементов общества — вне зависимости от того, насколько прекраснымможет быть его подача — является попыткой сдержать его внутреннее содержание, отрицаниемкультуры, славящей Свободу Выражения. Как сказано в каббалистическом учении, истиннаякрасота рождается в результате гармоничного союза разнообразных цветов иоттенков.
С другой стороны, равновесие нации в значительной степени зависит от того, насколькочлены общества поддерживают связь друг с другом. Если различные группы вобществе пребывают в состоянии постоянной борьбы, значит, речь идет онездоровом социуме. В общем и целом, жестокость, распри и гражданские конфликтыстали результатом напряженных отношений между членами одного общества, исповедующимиразные религии, придерживающимися разных ценностей или относящимся к разнымэтническим группам. Таким образом, повышение культурного уровня членов единогообщества, возможно, кажется жесткой мерой, но, по сути, именно оно ведет социумк единению и стабильности.
Еврейский народ состоит из различных субэтнических и социальных групп: это иашкеназы, и сефарды, и хасиды, и те, кто соблюдают заповеди, и те, кто чтяттрадиции не слишком рьяно. Мы стремимся к тому, чтобы сформировать из всех этих,столь непохожих друг на друга людей, единую нацию. Социологам, пытающимсяразрешить дилемму плавильного котла, возможно, стоит обратить внимание наприводимую в Торе теорию e pluribus unum — единства из множества.
В эти дни мы отмечает праздник Суккот. Две главные заповеди этого праздника —пребывание в сукке (шалаше) и ритуальные действия с четырьмя видами растений. Единствоеврейского народа — одна из основных идей этого праздника, и эти две заповедисимволизируют два разных подхода к данному единству; сукка указывает наединство евреев, в то время как четыре вида растений символизируют важность«еврейского культурного многообразия».
Мы сидим в сукке в память о том, как Облака Славы оберегали евреев во время ихстранствий по пустыне. Облака защищали всех евреев, не разделяя их — перед нимивсе были равны. Именно поэтому все мы сидим в сукке — в знак нашего единства, сосредотачиваясьна том, что нас объединяет (общие ценности, миссия и души), — но не на том, чтоотличает нас друг от друга. Мы забываем о различиях и становимся единым народом.
Но есть и другая заповедь — о четырех видах растений. Согласно Мидрашу, каждыйиз четырех видов олицетворяет четыре типа евреев — от самых религиозных досамых простых из народа Израиля. Мы берем четыре вида растений и объединяем их,потому что знаем, что, несмотря на все наши различия, мы — единый народ. Тем неменее, в отличие от заповеди о сукке, эта мицва не пытается указать на единствовопреки всем различиям; напротив, она подчеркивает эти различия, принимает их и,несмотря на них. охраняет наше единство.
Причина этого кроется в том, что единство, достигнутое за счет игнорированиянаших индивидуальных качеств, несовершенно. Оно ограничено нашими общими целямии душами. Наша повседневная жизнь, в основе которой лежат наши личные качества,не поддается влиянию единства, достигаемого в сукке.
Но без единства сукки культурное многообразие, олицетворяемое четырьмя видамирастений, невозможно — потому что без объединяющего фактора, лежащего в основезаповедей, у нас нет ничего общего друг с другом. Заповедь четырех видоврастений является попыткой установления единства, скрепляемого заповедью сукки— за счет индивидуальных качеств наряду с единством; и посвящения всех нашихталантов и наклонностей поддержке объединяющих нас идей; а также понимания того,что разные части единого целого могут отличаться внешне, но вместе с темдополнять единую картину.
Нафтали Зильберберг
Материал подготовила Шейндл Кроль