Top.Mail.Ru

История монотеизма

26.10.2012

Сутью иудаизма является вера в единого Б-га. Все монотеистические религии ведут свое происхождение от Авраама, который открыл (или возродил) эту истину для мира.

Вера евреев в Б-га выражена в первых двух заповедях из десяти. Первая заповедь подтверждает истинность существования Творца. Вторая представляет собой запрет, дополняющий первую заповедь: она отрицает идолопоклонство, которое, однако, не всегда является следствием недостаточной веры в Б-га. Вторая заповедь гласит: «Да не будет у тебя иных богов кроме Меня...» Идолопоклонство также подразумевает отрицание таких качеств единого Б-га, как уникальность, единство и исключительность. Приписывать Б-гу возможность разделения на несколько сущностей или верить в то, что в Сотворении мира у Него были партнеры или посредники — значит, нарушать запрет на идолопоклонство.

В 12-й главе своей книги Мишне Тора, которая называется «Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях», Маймонид подробно описывает все детали, касающиеся законов об идолопоклонстве. Он дает определение идолопоклонству и рассматривает его различные формы и сопутствующие практики, а также наказания, статус идолопоклонников и пр.

В первой части «Законов об идолопоклонстве» Маймонид приводит историю о том, как человек признал истинность существования единого Б-га. Первоначально человек знал своего Создателя, но «в дни Эноша [внука Адама] люди совершили большую ошибку — мудрецы того поколения дали неправильный совет, и сам Энош оказался среди ошибавшихся. Вот в чем была их ошибка: они решили, что раз Господь создал звезды и небесные сферы для управления миром и поместил их в небесах, наделил их почетом, это — верные слуги Его, приближенные к Нему, они достойны восхваления и возвеличивания. И это якобы соответствует желанию Господа, благословен Он, — возвеличивать и воздавать честь своим приближенным, так же как царь желает почтить своих слуг и придворных, что увеличивает славу самого царя. Как только в их сердцах зародилась эта идея, начали они строить звездам храмы и приносить им жертвы, восхвалять и возвеличивать их словами, простираться ниц в их сторону — все это с целью исполнить желание Создателя, в их неверном понимании».

Маймонид продолжает: «По прошествии многих дней среди людей появились лжепророки и стали говорить, что Господь приказал им передать людям: служите некоей звезде, или всем звездам, приносите ей жертвы и возлияния так-то и так-то, постройте ей храм, сделайте ее изображение, чтобы поклонялся ему весь народ — и женщины, и дети, и все остальные люди. И показывали людям некую форму, выдуманную ими самими, и говорили: вот изображение данной звезды, которое мне сообщили в пророчестве... И распространилось это по всему миру — служение изображениям самыми различными способами, принесение им жертв и поклонение им. И стерлось великое и страшное Имя из уст всего сущего, и забыли Его; и все люди земли... знали только изображение из дерева или камня и капище, построенное человеком — то, чему они с детства были приучены поклоняться и служить и чем привыкли клясться. И даже мудрейшие из них — например, жрецы и им подобные — воображали, что нет ничего, называемого “Б-г”, кроме звезд и сфер, в честь которых были созданы эти изображения. А Господина миров никто не знал и не ведал о Его существовании, кроме отдельных людей во всем мире — Ханоха, Метушелаха, Ноаха, Шема и Эвера. Так существовал мир до тех пор, пока не родился столп человечества — праотец наш Авраам, мир ему».

«Уже в самом раннем детстве он [Авраам] начал размышлять и думать днем и ночью, поражаясь: как возможно, что эта сфера постоянно находится в движении, и у нее нет Движителя? Кто же ее двигает, ведь не может быть, чтобы она двигала сама себя? И не было у него учителя, и никто не подсказал ему ничего — наоборот, он был затерян в Ур-Касдиме, среди глупых идолопоклонников. И отец его, и мать были идолопоклонниками, и он служил идолам вместе с ними. Но в сердце своем продолжал искать истину и понял, что есть Единый Б-г, который создал все, и нет в мире другого Б-га, кроме Него. Он понял, что все люди заблуждаются...»

«В возрасте сорока лет узнал Авраам своего Создателя... Он стал отвечать на вопросы жителям Ур-Касдима и спорить с ними... Он разбил идолов и стал учить народ, что Единственный, кому стоит служить — это Господь мира... Он стал, останавливаясь где-либо, взывать громким голосом, обращаясь ко всему народу, и учить, что есть Единый Б-г для всего мира, и [только] Ему стоит служить. Так он ходил и взывал, и собирал народ, от города к городу и от страны к стране... Люди собирались вокруг него и задавали вопросы на его речи, и он учил каждого сообразно его пониманию, пока не возвращал его на путь истины — и вскоре уже с ним шли тысячи людей... И посеял он в их сердцах эту великую истину, и написал о ней книги. После того, как Авраам покинул наш мир, его дело продолжил Ицхак, а затем и Яаков, и появился в мире народ, знающий Б-га».

«И поселились сыны Израиля надолго в Египте и стали снова перенимать обычаи египтян и служить идолам, как те... Прошло совсем немного времени, и ростки, посеянные Авраамом, погибли; и вернулись сыновья Яакова к ошибке других народов и к их мерзостям. И только из любви Господа к нам, а также ради клятвы, данной Им праотцу Аврааму, Он избрал народ Израиля в наследие Свое — увенчал Он их заповедями и сообщил им путь служения Ему, и сказал, как следует относиться к идолопоклонству и к тем, кто ошибется и обратится к этому».

История как закон

Так Маймонид завершает первую часть «Законов об идолопоклонстве». В следующих одиннадцати частях он дает четкое и обстоятельное объяснение деталей законов об «идолопоклонстве и всех, кто примкнул к нему в заблуждении».

Мишне Тора — чисто галахический труд, устанавливающий закон. В редких случаях, когда Маймонид в нем переходил к историческим фактам или рассуждал о философской проблеме, при вдумчивом изучении все равно выходило, что речь идет о наставлении. Это относится и к первой части «Законов об идолопоклонстве»: каждая деталь этого труда, охватывающего довольно продолжительный исторический период, является Галахой, важным компонентом запрета Торы на идолопоклонство. В этой статье мы раскроем два важных вывода, которые делает Маймонид в первой части «Законов об идолопоклонстве».

Первый вывод указывает на то, что идолопоклонство является не просто грехом с точки зрения религии, но и логической ошибкой. Поколение Эноша «совершило большую ошибку, и мудрецы того поколения дали неправильный совет»; лжепророки и самозванцы ввели людей в заблуждение. Авраам осознал истинность единства Б-га не в результате Б-жественного раскрытия или сверхъестественного чуда; это произошло по мере того, как он «начал размышлять и думать, пока не познал истину и не нашел дорогу к истине, пользуясь верными посылами». У него появились последователи — и не потому, что он совершал чудеса или пророчествовал от имени Б-га, а потому, что давал людям объяснения в соответствии с уровнем понимания каждого, до тех пор пока тот не находил истинный путь. Маймонид не упоминает многочисленные случаи раскрытия Б-га перед Авраамом (см. Берешит 12:1, 12:7, 15:1-21 и др.); он также не пишет о множестве пророчеств и чудес на пути становления народа, познавшего Б-га. Причина этого заключается в том, что если бы ничего из этого не произошло, человек по-прежнему был бы способен осознать единство Б-га, и от него ожидалось бы именно это. Идолопоклонство нерационально: задействовав самую обычную логику, человек может осознать его ложную сущность и открыть для себя истину.

Эта мысль подтверждается словами Маймонида: «В возрасте сорока лет узнал Авраам своего Создателя». Существует несколько мнений относительно того, когда именно Авраам сделал свое открытие. В Талмуде сказано, что Авраам узнал о существовании Творца в возрасте трех лет; по мнению других источников, ему на тот момент было четыре года; также существует мнение, что ему было 50. Версия Маймонида совпадает с утверждением Мидраша, по которому Аврааму было 48 лет. По мнению многих комментаторов, все эти версии не противоречат друг другу: каждая из них представляет новый уровень, которого удалось достичь Аврааму. Маймонид говорит о том, что поиски Авраама начались «уже в самом раннем детстве». Почему же в таком случае Маймонид указывает на то, что Авраам познал истину в возрасте 40 лет? Какое значение вообще играет возраст Авраама с точки зрения Галахи? Маймонид подчеркивает, что отказ Авраама от идолопоклонства был осознанным. Наши мудрецы говорят, что в 40 лет человек достигает «возраста понимания» — именно в этот период жизни познавательная способность человек раскрывается в полной мере. Следовательно, уровень понимания, достигнутый Авраамом в возрасте 40 лет, указывает на полное осознание им Б-жественной истины.

С другой стороны, ближе к концу описываемых им событий Маймонид приходит к обратному выводу: без Б-жественного вмешательства вера Авраама не смогла бы найти свое место в этом мире.

Обычной человеческой логики в данном случае недостаточно. Она может разоблачать ложные выводы, находить истину, менять жизнь, убеждать многих. Но сила ее пропорциональна силе человека, который обращается к ней. Она может быть искажена и подавлена жизненными невзгодами. Изгнание и лишения, испытываемые евреями в Египте, практически полностью уничтожили народ, познавший Б-га. Если бы Всевышний не раскрыл Себя перед нами на горе Синай, великая истина, установленная Авраамом, канула бы в лету.

Разум и не только

В первой главе «Законов об идолопоклонстве» Маймонид дает нам разъяснение относительно соблюдения заповеди «Не будет у тебя иных богов кроме Меня».

По мнению Маймонида, недостаточно просто сказать: «Всевышний открылся нам на горе Синай и сказал, что других богов или сил, разделяющих вместе с Ним работу по Сотворению мира и поддержанию в нем жизни, нет. И я знаю, что это так. Если так сказал Б-г, для меня Его слов достаточно: логика этой истины нерациональна». По его мнению, вторая заповедь обязывает всех евреев отрицать возможность существования других богов не просто на основе веры, но разумом. Еврей не просто должен принять этот факт, но и понять, что с рациональной точки зрения иначе и быть не может. Каждый из нас должен нести в мир признание Б-жественной истины, открытой Авраамом, и это признание должно быть абсолютным настолько, чтобы с помощью лишь логических доводов распространять повсеместно устоявшуюся доктрину и суметь убедить тысячи людей в необходимости изменить свою жизнь.

С другой стороны, человек может впасть в иную крайность и сказать: «Исключительность Б-га не является вопросом веры. Это факт, подтвержденный окружающей нас реальностью, и я могу доказать его истинность любому. Откровение Б-га на горе Синай тут не при чем. Монотеизм — это рациональная истина, подкрепленная неопровержимыми аргументами».

Маймонид говорит, что, возможно, это и так, но отрицание евреем других богов — нечто большее, чем неоспоримая философия. Эта вера живет в самой сущности наших душ, и она способна устоять даже в те моменты, когда логика и рациональные доводы уже не работают. Для того чтобы верить истинно, человек должен осознать свою веру, но одно лишь осознание — не более чем тень бессмертной веры. Основанная на философии вера Авраама едва не погибла в Египте; а выходящая за пределы понимания вера, приобретенная нами у горы Синай, где Всевышний сделал народ Израиля избранным, даровал заповеди и рассказал, как нужно служить Ему, выжила и после сотни «египтов» и других катастроф истории.

На основе бесед Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com
{* *}