Top.Mail.Ru

Сила женщины

28.11.2012

И вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Яакову,
посмотреть на дочерей той страны.
И увидел ее Шхем, сын Хамора-Хивея,
вождя той страны, и взял ее...

(Берешит 34:1-2)

В 34-й главе книги Берешит мы читаем историю о похищении Дины и о плане ее братьев относительно того, как одержать победу над жителями Шхема, о спасении Дины и о разрушении города.

Наши мудрецы отмечают, что в первых строках этой истории Тора говорит о Дине как о «дочери Леи». Дина упоминается не как «дочь Яакова» или «дочь Яакова и Леи» или даже «дочь Леи и Яакова», а как «дочь Леи, которую она родила Яакову». Раши объясняет это следующим образом: «Потому что она вышла, названа “дочерью Леи”, которой также [привычно было] “выходить”, как сказано: “и вышла Лея ему навстречу” ( Берешит 30:16). И о том говорит пословица: “Какова мать, такова и дочь”».

На первый взгляд, эти слова осуждают поведение как Леи, так и Дины. Главное украшение еврейской женщины — цниют, скромность в одежде и поведении, описанная в Тегилим (45:14) такими словами: «Все приданное дочери царской — внутри». Раши будто намекает на то, что еврейской девушке не нужно проводить время с девушками-нееврейками; поступая так, она ведет себя не как дочь Яакова, а как ее мать, о которой известно, что она также была склонна выходить в люди. Ибо для дочери царя покинуть свои покои — значит, подвергнуть себя неприятностям, как нам наглядно демонстрирует история Дины.*

Как бы то ни было, Раши указывал на другие вещи, ибо это предположение в таком случае противоречит его комментарию на одну из более ранних глав Торы. В 32-й главе Торы (Берешит 32:23) мы читаем о том, как Яаков готовится к встрече со своим братом — грешником Эйсавом: «В ту же ночь взял [Яаков] двух жен и двух рабынь своих, и одиннадцать сыновей своих, и перешел через Ябок».

Раши задает вопрос: а где была Дина? И отвечает: Яаков спрятал ее в сундук и запер, чтобы Эйсав ее не приметил. И Яаков был наказан за то, что не дал ее в жены своему брату, — быть может, ей удалось бы повлиять на Эйсава благотворно, — и поэтому она досталась Шхему.

Иными словами, причина случившегося с Диной заключалась в том, что Яаков изолировал ее, а не в том, что и она, и Лея выходили в люди. Дину не следовало прятать от Эйсава; и не нужно было ограждать девушку от знакомства с миром и всеми его опасностями; более того, выход девушки в люди стоило поощрять. Яаков опасался, что Эйсав негативно повлияет на мировоззрение Дины; но он должен был понимать, что, благодаря привитым ей твердым нравственным устоям и истинной безгрешности, как раз Дина скорее благотворно повлияла бы на Эйсава.

В этой истории также стоит отметить связь между матерью и дочерью. В Торе (Берешит 29:17) сказано, что «у Леи глаза слабые». Раши говорит о том, что причиной слабого зрения Леи стало то, что она много плакала: «Она горевала о том, что достанется Эйсаву, потому что все вокруг говорили: у Ривки двое сыновей, а у Лавана две дочери; старший сын (Эйсав) возьмет в жены первую сестру (Лею) а младший (Яаков) — вторую (Рахель)». Это предположение было более чем обоснованным: согласно Мидрашу, эти пары должны были сложиться по воле небес именно таким образом. Однако отчаянные молитвы Леи изменили решение небес и обе сестры стали женами праведного младшего сына Ривки.

Как бы то ни было, изначально именно Лее было суждено стать женой Эйсава. Если сама Лея чувствовала, что у нее не хватит сил, чтобы побороть греховность Эйсава, ее дочь и духовная наследница, Дина, могла стать человеком, который помог бы Эйсаву освободиться от греха. Вот каково более глубокое значение пословицы «какова мать, такова и дочь», процитированной Раши. Наши дети наследуют не только наши качества, но и наши нереализованные возможности. Если говорить о физической стороне, у женщины с карими глазами может родиться голубоглазый ребенок, и эта наследственность может передаться от матери этой женщины, будучи скрытой в генах. В духовном смысле, родитель может дать своему ребенку способность достичь того, что для самого родителя недоступно, поскольку его потенциал покоится в самой глубине его души.

Поэтому Дина, выйдя из дома отца и желая познакомиться с девушками новой страны, действовала в полном соответствии с качествами, присущими ее матери и ей самой. Ее решимость увидеть чужой мир не сказалась негативно на ее принадлежности к еврейскому народу, не омрачила славу «дочери царя». Напротив, она была рождена для того, чтобы выходить в люди и стать еврейской женщиной, которая служит окружающим источником просвещения, не поступаясь при этом ни скромностью, ни закрытостью своего внутреннего мира. Более того, именно факт того, что Яаков пытался изолировать Дину от внешнего мира, стал причиной трагедии. Выйдя к «дочерям той страны», Дина показала, что она является дочерью своей матери — в лучшем смысле. Совершая этот поступок, она не была дочерью Яакова, потому что он сомневался в необходимости отпустить ее и дать возможность ее внутренней природе раскрыться и найти свое назначение.**

История Дины является важным уроком для женщин всех поколений. Тора рассматривает мужчину и женщину как творения Всевышнего, которым по Его воле присущи определенные качества. Мужчина — это завоеватель, созданный для борьбы и трансформации жестокого и зачастую враждебного мира. В связи с этим он обладает сильными, даже агрессивными качествами, которые он должен использовать в противоборстве с жизнью — бороться со злом и давать свободу добру и возможностям, скрытым и угнетаемым в самых глухих уголках созданного Б-гом мира.

Женщина — прямая противоположность мужчине. По природе своей женщина неконфликтна, она погружена в себя и скромна. В то время, как мужчина борется со злом извне, женщина совершенствует внутренний мир. Она — главная опора дома, дающая своей семье пищу и знания; она охраняет все, что имеет святость в мире, созданным Б-гом. Все приданное дочери царской — внутри.

Но внутри – вовсе не означает: «в доме». Роль женщины простирается далеко за границы дома и касается даже других женщин и других стран. Женщина, обладающая даром оказывать влияние на других женщин, может и должна «выходить в люди», время от времени оставляя свой святой дом и помогая тем, кто потерял в своей жизни опору и смысл.

Исполняя эту миссию, женщина не может и не должна занимать позицию мужчины. Борьба и прямое противостояние — не единственный способ общения с внешним миром; есть и женский путь, мягкий, скромный и полный сострадания, помогающий находить добро в окружающем нас греховном мире. Да, сила зачастую необходима, но иногда и она не приносит должного эффекта и даже причиняет вред. Помните: даже в самой жестокой битве нужен именно женский путь, путь женщины, выходящей в люди.***

На основе бесед Любавичского Ребе

MeaningfulLife.com

ПРИМЕЧАНИЯ

* Именно в таком неприглядном свете в Мидраше (Берешит Раба 80:1) приводится сравнение матери и дочери. Но Раши цитирует Мидраш избирательно, равно как и комментирует более ранние слова Торы (Берешит 32:23 и Берешит 30:17, поэтому у нас есть возможность взглянуть на эту историю иначе.

** Это объясняет связь между тем, что Лея вышла из дома, чтобы приветствовать Яакова (цитата Раши) и тем, что Дина вышла из дома, чтобы познакомиться с девушками Ханаана. Тора говорит нам о том, что Лея купила у Рахели право на ночь с Яаковом за корни мандрагоры, которые ее сын Реувен собрал в поле. Когда Яаков пришел вечером домой, «вышла Лея навстречу к нему и сказала: «Ко мне войдешь, ибо я наняла тебя за мандрагоры сына моего» (Берейшит 30:16). Но первый взгляд, поведение Леи (как и Дины) противоречит скромности еврейской женщины; но Раши, комментируя эти слова, указывает на то, что Тора восхваляет поведение Леи, которая «хотела сделать народ Израиля многочисленным». Иными словами, способность Леи менять жизнь других людей не была раскрыта в ее личной жизни (поскольку она не хотела выходить замуж за Эйсава), поэтому она посвятила себя заботе о сыновьях и дочери, которой было суждено понять свою природу и необходимость «выходить в люди».

*** На основе бесед Ребе в Шаббат Ваишлах и Вайешев, 5747 (20 и 27 декабря 1986 г), опубликованных в Ликутей Сихот, том 35, стр.150-155.


Tэги: ЛЕЯ ДИНА
{* *}