Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.02.2013
Легко ли вы прощаете людей? Я не имею в виду тех, кто прощает после того, как обидчик униженно просит прощения. Речь идет о тех людях, которые прощают сами, без лишних просьб. Если вы действительно из их числа, вы, наверняка, ангел или человек с абсолютно чистой душой.
Как бы то ни было, от святых и праведных людей мы ожидаем именно такого поведения. А если мы ожидаем этого от них, то того же ждем и от Б-га. Мы ожидаем, что Он будет по отношению к нам мягок и уступчив, поймет нас и простит все наши грехи. В общем-то, почему бы нам не надеяться на это? Он же Б-г! Он же выше того, чтобы возмущаться по поводу наших жалких прегрешений! Все, что он должен делать, — это прощать. По сути, Он и обижаться-то на нас не должен.
Но на деле все немного сложнее. Всем нам известна история о золотом тельце. Моше поднялся на гору Синай, где оставался сорок дней. Некоторые евреи предположили, что Моше наверняка умер и вскоре создали золотого тельца, которому начали поклоняться. Тора описывает гнев Творца и Его желание уничтожить целое поколение грешников. Евреев спасло только то, что Моше вымолил для них прощение у Б-га (Шмот, гл. 32).
Неужели перед Б-гом нужно извиниться для того, чтобы Он простил нас? Он и в самом деле не может терпеть проступков со стороны сотворенного Им самим человека?
Честно говоря, вопрос поставлен не совсем корректно. Конечно, Всевышний выше всяких обид. Источник его гнева — не в оскорбленном эго, чувствах или личной обиде. Его возмущение описывается в Торе выражением харон аф — возгорание гнева (Шмот 32:10). Всевышний создает видимость гнева, но, по сути, поступки людей Его никогда не гневят. Как бы то ни было, остается вопрос о том, почему Он создает видимость гнева.
В Талмуде сказано, что Создатель относится к нам так, как сами мы относимся к окружающим. Определенная позиция Всевышнего по отношению к нам зеркально отражает наше отношение к окружающим (Талмуд, трактаты Шаббат 151b и Мегила 12b). «Господь тенью следует за тобой», — говорится в Теилим (121:5)*. Хасидские мудрецы комментировали эти строки следующим образом: Всевышний отражает наше поведение, поскольку то, что мы получаем Свыше, является отражением наших поступков в этом мире (Кетер Шем Тов, Осафот 78).
Границы
На первый взгляд, нет ничего проще прощения. Человеку нанесли обиду, затем обидчик осознал свою ошибку, попросил извинения и был прощен. На самом деле, все не так просто. Почему мы не прощаем людей, если они того не просят? Для того, чтобы найти в себе силы простить, мы должны пройти несколько этапов, на каждом из которых испытаем определенные чувства.
Проявляя по отношению к нам неуважение, обидчик как бы вторгается без нашего на то согласия в наше пространство — в физическом или эмоциональном смысле. До тех пор, пока он не принесет извинение, обидчик продолжает заполнять собой пространство. Простить же мы его мы не можем — именно потому, что обидчик нарушил наше пространство.
Прося прощения, обидчик дает нам силы простить его. Просьба о прощении в первую очередь свидетельствует об искреннем раскаянии. Обидчик заявляет: «Я поступил скверно и признаю свою вину. Ты имеешь полное право на обиду. Я нарушил твое пространство и мне жаль, что так вышло». Во-вторых, извинение говорит о возрождении: «Я обещаю покинуть твое пространство и вернуть его тебе. Твоя честь возродится, и я сделаю все возможное для того, чтобы вернуть твое доверие».
В тот момент, когда мы получаем назад свое пространство и успокаиваем эго, к нам возвращаются силы на то, чтобы даровать обидчику свое прощение. Такое прощение выглядит благородным и умиротворяющим, но в нем нет смирения. Мы прощаем не потому, что преодолеваем свое эго, но потому, что лишь успокаиваем его. Зачастую мы даже сдерживаем порыв простить человека, наказывая его ожиданием и охраняя свое право на маленькую месть.
На этом этапе мы прощаем потому, что у нас нет другого выбора, поскольку не простивший искренне раскаявшегося человека поступает как злодей, а этого наше эго не может допустить. Ирония природы человека заключается в том, что она превращает прощение в умиротворение эго.
Мне известно о существовании человеческого достоинства. Если у нас нет причины сдерживать прощение, разжигается наше внутреннее желание поддержания связи с тем или иным человеком, подталкивающее нас на то, чтобы простить обидчика и восстановить былую дружбу. Тем не менее продолжительность периода, в течение которого мы находим в себе силы для прощения, не всегда зависит от нас. События и обстоятельства зачастую вынуждают нас на прощение, к которому наше эго пока не готово, и мы уступаем, потому что иного выбора у нас нет **.
Непринужденное прощение
Да, я понимаю, что изобразил человеческую натуру в довольно мрачных тонах. Не следует забывать, однако, что я обрисовал здесь весьма обобщенную картину, поэтому не стоит забывать и о многочисленных исключениях. Я признаю их существование и, более того, утверждаю, что некоторые из них по-настоящему незаурядны. Таких людей наши мудрецы называют героями: «О тех, кто пребывает в смущении, но не вызывает его, кто слышит, как их стыдят окружающие, но не отвечает им тем же, сказано: “Кто любит Его – [будет удостоен все большего] как [свет] восходящего солнца”» (Талмуд, трактат Гиттин 36b, цитата из Книги Судей 5:31).
Тот, кто не обижается, не чувствует себя оскорбленным, потому что его личное пространство не является для него первостепенно важным. Такой человек искренне верит в то, что абсолютно все принадлежит Б-гу. Если другой решает занять пространство, принадлежащее такому человеку, в этом случае он будет в ответе перед Б-гом, а тот, кого намеревались оскорбить, не испытывает по этому поводу негативных эмоций.
Большинству из нас не дано подняться на это уровень, но стремиться мы к нему должны. Каждый из нас способен остановить себя в моменты гнева и устыдиться даже того, что успел на кого-то обидеться. Нам дано понять, что единственная причина, по которой мы чувствуем обиду, заключается в том, что когда-то мы претендовали на пространство, принадлежащее Б-гу. Обида, нанесенная нам, так же велика, как оскорбление, которое мы нанесли Всевышнему. Кто-то занял мое пространство, но я сам получил его, отняв у Б-га.
Осознав этот факт, мы даже способны ощутить благодарность за нанесенную нам обиду. В конце концов, именно она помогла нам понять, что мы вели себя довольно бесцеремонно по отношению к Б-гу. Вместо того, чтобы благодарить Творца за все данные нам благословения, мы принимали их как должное и заявляли о своих правах. Если бы нас не оскорбили, мы могли бы так и не понять этой истины. В момент обиды мы наконец осознали, что претендовали на то, что всегда принадлежало Б-гу.
В такие моменты мы смиренно прощаем обидчиков всем сердцем. И мы не просто прощаем — мы смущены тем, что оскорбились по поводу нанесенной обиды. Это и есть высшая форма прощения, в основе которой лежит понимание того, что весь мир принадлежит Создателю и слава Его заполняет собой все пространство.
Зеркальное отражение
То, как мы относимся к Творцу, отражается в Его отношении к нам. Мягко и смиренно даруя прощение, мы сами получаем его от Б-га. Если же мы претендуем на определенное пространство для самих себя и ищем повод для обиды, а затем ждем, когда у нас будут просить прощения, такое же отношение мы получаем и от Всевышнего.
Вот и ответ на наш вопрос: «Может ли Б-г простить без того, чтобы Его просили об этом?» Да. Но Он сотворил наш мир таким образом, что это зависит и от нас (см. комментарий Раши на Шмот 29:18, где он пишет о том, что Б-гу приятны наши добрые дела). Он ждет от нас сигнала и поступает соответственно нашей реакции. Всевышний — наша тень. То, как мы поступаем по отношению к другим, в конечном счете возвращается к нам от Б-га.
Лейзер Гурков
ПРИМЕЧАНИЯ
* Очень часто люди боятся прощать, потому что чувствуют, что прощение сопровождается необходимостью вернуть былое доверие и дружбу. Но не в этом случае. Прощая, человек как будто говорит: «Я больше не держу на тебя зла», но не «Я доверяю тебе, как прежде». Прощение и недоверие могут существовать параллельно. Если обидчик хочет восстановить доверие, то ответственность за это полностью ложится на него. А восстановление доверия зачастую занимает время.
** Такова сложная природа человека. Прощение для нас может стать не жестом человеколюбия, а орудием мести обидчику.