Top.Mail.Ru

История человечества за 120 дней

01.03.2013

Идите, взгляните на деяния Б-жии, на события,
наводящие ужас на сынов человеческих!

(Тегилим 66:5)

Моше взошел на гору 7 сивана...
17 таммуза были разбиты скрижали, а 18 таммуза
он предал огню золотого тельца и держал суд
над согрешившими. 19 таммуза Моше взошел на гору,
где оставался сорок дней и просил милосердия для народа.
1 элула Моше поднялся на гору во второй раз,
чтобы получить вторые скрижали, и оставался там
сорок дней. 10 элула Всевышний простил народ Израиля
с радостью и от всего сердца, и сказал Моше:
«Я простил, как ты просил Меня» и вручил ему вторые скрижали.

(Комментарии Раши на Шмот 32:1 и 33:11)

Всего одна капля морской воды при анализе в лаборатории позволяет получить полную информацию о химическом составе всей воды в мировом океане. Эта же схема применима и к истории человечества.

С одной стороны, каждый исторический период уникален; каждому году, дню или моменту присущи свои особенности и нюансы. Тем не менее мы понимаем, что зачастую история жизни одного человека может охарактеризовать историю целой эпохи. На первый взгляд, время, как явление, скорее уместно сравнить с холмистым рельефом земли, чем с водной гладью океана; но, если абстрагироваться от внешних факторов и обстоятельств, можно убедиться, что одна капля из океана истории отображает историю всего океана.

Путешествуя по «земной поверхности» времени, мы рассматриваем его как последовательность определенных событий и переживаний. Мы поднимаемся в гору и опускаемся вниз, попадаем то в пустыню, то в болото, оказываемся на равнине или у каменистых перевалов. С нашей точки зрения, универсальная природа конкретного момента неясна, поскольку глубоко запрятана в его актуальном значении. Момент этот отображает не совокупность всей жизни, всей истории, но лишь отдельный ее элемент, в котором он проявляется.

Тем не менее ряд событий носит всеобъемлющий характер. Некоторые из открывающихся перед нами картин настолько разнообразны и сильны, что являются по сути своей своеобразными независимыми мирами. Иногда в путешествии отдельного человека или группы людей возникают моменты, значимость которых лежит на поверхности, и определенная последовательность событий представляет собой краткое изложение всей вселенной времени.

Одним из таких мощных отрезков времени стал 120-дневный период в 2448-2449 годах от Сотворения мира (1313 год до н. э.). События этого периода, выпавшие на долю евреев вскоре после их становления как народа, стали координатами самой сути истории человечества — причины, процесса протекания и конечной цели. Период с 6-го сивана 2448 года по 10-е тишрея 2449 года содержит все: основные события, предшествующие Сотворению, историю борьбы людей и триумфальное окончание истории, причиной которой были несовершенство человека и его ошибки.

События

6-го сивана 2448 года народ Израиля стоял у подножия горы Синай в ожидании момента, когда Всевышний дарует ему Тору. Создатель раскрылся перед евреями, а затем они услышали Десять Заповедей, заключающих в себе в сжатом виде всю Тору. На следующее утро Моше поднялся на гору, где на протяжении сорока дней и сорока ночей говорил с Б-гом, записывая Тору и все детальные законы, заповеданные Б-гом человеку.

По истечении сорока дней Всевышний дал Моше скрижали Завета, сотворенные Им самим. На обеих скрижалях перстом Б-га были начертаны Десять Заповедей. У подножия горы также развивались события: евреи поспешили предать новый союз, заключенный между ними и Б-гом. Вспомнив обычаи идолопоклонства, знакомые им по жизни в Египте, евреи сделали себе золотого тельца и, устроив пышный пир, провозгласили идола богом народа Израиля.

И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Иди вниз, ибо растлился твой народ, который вывел ты из страны Египетской; быстро сошли они с пути, который Я заповедовал им»... И повернулся Моше, и стал спускаться с горы, и две скрижали свидетельства — в руке его... Когда Моше приблизился к стану и увидел тельца и пляски вокруг него... бросил он скрижали, которые нес в руках, и разбил их о подножье горы.

Это случилось 17-го таммуза

Моше разбил идола и вернул евреям веру в единого Б-га, а затем возвратился на гору Синай еще на сорок дней, на этот раз умоляя Творца простить еврейский народ. Всевышний согласился и дал Моше вторую пару скрижалей взамен разбитых из-за греха евреев. Вторые скрижали, в отличие от первых, были сделаны уже не Б-гом, а самим Моше.

И сказал Б-г, обращаясь к Моше: Вырежи две скрижали, подобные первым; и Я начертаю на них слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил... Утром иди на гору Синай и встань на вершине горы, чтобы Я видел тебя.

1-го элула Моше вновь взошел на гору и опять провел там сорок дней — в третий и последний раз. Всевышний уже простил грех евреев и теперь между Ним и народом Израиля установилась новая, ничем не омраченная связь, построенная на том, что осталось от прошлого союза. 10-го тишрея мы получили Десять Заповедей во второй раз, и они были начертаны рукой Б-га на скрижалях, сделанных Моше Рабейну.

Таким образом прошли три сорокадневных периода и, соответственно, три состояния Торы: первые скрижали, разбитые скрижали и вторые скрижали. Эти события олицетворяют основу нашего существования, испытания жизни и победу человека над грехом.

Основа

Наши мудрецы указывают на то, что первые слова Торы о Сотворении мира — Берейшит Бара Элоким... (В начале Б-г сотворил ...) — начинаются с бет, второй буквы ивритского алфавита. Этот факт учит нас тому, что в сотворенном Б-гом мире перед бет есть алеф, то есть сотворение само по себе не является конечным действием, но существует ради того, что предшествует ему как в очередности, так и по сути.

Алеф, олицетворяющий то, что предшествует Сотворению мира, — это алеф в Анохи Ашем Элокеха... (Я Господь Б-г твой...) — первая буква Десяти Заповедей. Тора — это концепция мира, каким он должен стать; основа Сотворения мира заключена в том, что мы стремимся стать лучше и приблизить все окружающее нас к этому идеалу.

Но Всевышнему нужно было больше — больше, чем осуществление Его плана относительно нашего мира или заранее распланированного совершенствования, больше даже, чем мир «первых скрижалей», сотворенных Его рукой.

У сотворенной единицы по определению нет ничего своего: весь имеющийся у нее потенциал дарован ей создателем. Но Всевышний стремился к тому, чтобы человек давал больше того, что от него ожидают изначально. Поэтому Он изначально создал нас, наделив слабостями и недостатками.

Творец дал нам свободу выбора, а значит, и право на ошибку. Поступая правильно и конструктивно, мы действуем в соответствии с планом и осознаем потенциал, заложенный в нас Творцом. Но когда мы ошибаемся, возникает ситуация, при которой мы живем вразрез с планом Торы. Это состояние является основой для тшувы (раскаяния) — способности подняться ввысь и достичь нового уровня совершенства, неподвластного влиянию прошлого.

Именно так хасидское учение объясняет, почему Всевышний допустил возможность существования зла. Это и есть «Его грандиозный план по отношению к человеку». Душа человека есть Б-жественная искра, которая по определению чиста и безгрешна; грех не властен над ней. Человеческие слабости есть не что иное, как надуманная реальность, контрастирующая с истинной природой человека.

Если первые скрижали в своем первоначальном состоянии олицетворяли Б-жественное видение мира, то разбитые скрижали — это мир, как он есть — в нем находится место несовершенству, неудачам и просто злу. Первые скрижали этого мира были разбиты — основы его пошатнулись, и он потерял связь с добром, которое изначально было заложено в нем.

Разбитые скрижали — это основа, разрушенная Автором для того, чтобы появилась возможность для создания вторых скрижалей. Каждую неудачу и каждый проступок можно использовать в «мирных целях», для получения позитивной энергии. Каждый провал души в совершенствовании «первых скрижалей» — это данная человеку возможность сотворить для себя вторые скрижали — продукт инициативы и работы человека со словами, начертанными на нем рукой Б-га. Вторые скрижали несут в себе массу возможностей, недоступных для первых, Б-жественных скрижалей.

И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Не горюй о первых скрижалях, на которых были начертаны лишь Десять Заповедей, ибо вместе со вторыми скрижалями Я даю тебе Галаху, Мидраш и Агаду».

Если бы народ Израиля не совершил грех золотого тельца, говорят наши мудрецы, то евреи получили бы от Творца только пять книг Торы и книгу Йегошуа бин Нуна, как сказано: «Много мудрости там, где много горя».

Память и воплощение

Описанные выше 120 дней оставили свой след на всей истории еврейского народа. Еврейский календарь создан не просто для отсчитывания и выделения дней; как сказано в Мегилат Эстер: «И эти дни должны быть в памяти и необходимо отмечать их». Праздники и памятные даты, сопровождающие наше путешествие длиною в год, дают нам возможность воссоздать исторические события и подвиги, оставившие свой след в истории.

Каждый Шавуот мы вновь и вновь переживаем Синайское откровение и появление основы нашей жизни. Каждый год 17-го таммуза мы снова возвращаемся к печальным событиям этого дня, случившимся много веков назад. Весь месяц элул и первые десять дней месяца тишрей, олицетворяющие 40 дней, которые Моше Рабейну в третий раз провел на горе Синай, — это, как и в прошлом, дни мира и согласия между Б-гом и человеком. В эти дни Всевышний как никогда открыт для тех, кто ищет Его.

Йом Кипур, самый святой день года, становится кульминацией 120-дневной истории. С того дня, когда Всевышний дал еврейскому народу вторые скрижали, Йом Кипур стал источником тшувы: это источник нашей способности изменить ошибки прошлого и устремиться к покорению новых вершин; источник наших возможностей извлечь все лучшее из того, что Всевышний вложил в человека.

На основе бесед Любавичского Ребе

MeaningfulLife.com


{* *}