Top.Mail.Ru

Момент близости

15.03.2013

Почему скромность была необходимым условием для того, чтобы войти в Мишкан? Когда Мишкан был построен, Моше не разрешалось входить в него (Шмот 40:35). Каббалисты объясняют это тем, что связь Мишкана с Моше можно сравнить с отношениями между невестой и женихом

Скромный Моше

Третья книга Торы, Ваикра, начинается с повествования о том, как Моше впервые вошел в Мишкан. «И призвал Моше Б-г», пригласив его в Скинию Собрания. Несмотря на торжественность и величие момента, Моше принял это почетное приглашение смиренно и скромно. В тексте Торы буква Алеф в слове «ваикра» имеет меньший размер по сравнению с остальными, что указывает на скромность Моше (Ваикра 1:1).

В Мидраше эти события описаны более красочно. Когда Всевышний говорил с Моше из горящего куста, тот пытался спрятаться, но Б-г сказал: «Ступай, Я посылаю тебя к фараону». То есть, если ты не освободишь евреев, этого не сделает никто. На берегу Красного моря Моше вновь повел себя скромно, но Всевышний сказал: «Подними посох свой и рассеки море». То есть, если ты не рассечешь море, этого не сделает никто. У горы Синай Моше опять был в стороне, но Создатель сказал: «Поднимись к Б-гу». То есть, если ты не поднимешься, этого не будет позволено никому.

У Мишкана Моше вновь попытался спрятаться. Но Всевышний вопросил: как долго ты будешь принижать себя? Этот час настал для тебя, и ни для кого другого! Ваикра — «И призвал Моше Б-г». Из всех, кого Всевышний мог призвать к Себе, Он выбрал именно Моше Рабейну (Ваикра Раба 1:5).

Маленькая буква Алеф

Неудивительно, что Всевышний решил указать на скромность Моше, уменьшив размер буквы Алеф в слова «ваикра», ведь и ранее буква Алеф уже демонстрировала собственную скромность.(1)

Согласно учению рабби Акивы, 22 буквы, содержащие всю мудрость Торы, начертаны огнем на прекрасном в своем великолепии троне Б-га, благословен Он. Когда Всевышний пожелал сотворить мир, перед Ним появились эти буквы, каждая из которых хотела стать буквой, с которой начнется Сотворение мира. Буква Тав сказала: «Владыка мира, мне по праву принадлежит первенство, ибо слово «Тора» начинается с меня». Но Всевышний отверг букву Тав. Тогда вперед вышла буква Шин, но и ей Творец отказал. Та же участь ожидала и остальные буквы. Последней перед Создателем предстала буква Бет, и попросила, чтобы Сотворение мира началось именно с нее, ибо с нее начинается традиционное благословение — Барух Хашем. Всевышний внял просьбе буквы Бет и начал Сотворение мира со слова «берешит» — «в начале».

Все это время Алеф скромно стояла в стороне. Тогда Всевышний подозвал ее к Себе и спросил: «Алеф, почему ты молчишь?» И Алеф ответила: «Потому что у меня недостаточно сил. Цифровые значения остальных букв больше моего: у Бет — 2, у Гимел — 3 и так далее, а у меня — всего единица». И сказал Б-г: «Не бойся, Алеф; ты будешь среди них царицей. Ты — единица, Я тоже один, и Тора одна, и когда я открою ее народу Израиля, то начну говорить с тебя, как сказано «Анохи, Я Господь Б-г Твой» (Ялкут Шимони, Берешит 1).

Величие малого

Выясняется, что тех, кто скрывается от славы, она венчает; но те, кто стремится к ней, так никогда ее и не достигают. Будучи первой буквой алфавита, Алеф могла бы потребовать права стать первой в Сотворении мира, но она не сделала этого. Она не видела собственной важности и оценивала лишь свое числовое значение. В результате именно ее Всевышний поставил во главе Десяти заповедей.

Моше, будучи лидером народа, также мог потребовать для себя права первым войти в Мишкан, но он не сделал этого, предпочтя остаться в стороне. Как ни странно, именно скромность Моше была и его величием, и только благодаря ей Всевышний призвал его стать первым, кто войдет в Мишкан.

Невеста

Почему скромность была необходимым условием для того, чтобы войти в Мишкан? Когда Мишкан был построен, Моше не разрешалось входить в него (Шмот 40:35). Каббалисты объясняют это тем, что связь Мишкана с Моше можно сравнить с отношениями между невестой и женихом.(2) Моше не разрешалось входить в Мишкан сразу после того, как тот был построен, поскольку Мишкан все еще проходил процесс подготовки к долгожданной встречей с Моше — точно так же мы не приглашаем жениха посмотреть на то, как невеста готовится к встрече с ним.

Между мужем и женой почти нет секретов. Но и в семейной жизни всегда есть моменты, когда человеку хочется побыть одному, когда он не готов видеть даже своего мужа или жену. Один из таких моментов наступает, когда жена украшает себя перед встречей с мужем. Она не хочет, чтобы он видел, как она готовится к их встрече, потому что особое удовольствие ей доставляет возможность продемонстрировать ему конечный результат. Она хочет, чтобы он увидел ее во всей красе, и не желает показаться ему на глаза до того, как закончит все необходимые приготовления.(3)

Если он осмелится войти к ней прежде, чем она позволит ему сделать это, такой поступок будет воспринят как вторжение в ее личное пространство. Она стремится подарить ему себя с любовью и предстать перед ним во всей своей красоте, и, входя к жене до того, как она будет готова, и без ее на то разрешения, муж лишает ее этой возможности. В этот момент она еще не принадлежит ему; поэтому он нарушает личное пространство женщины и силой забирает ее любовь и ее саму как личность.

Мы можем предположить, что когда Мишкан был отстроен полностью, сама сущность Всевышнего проникла в этот мир для единения с Моше. Занимаемое Б-гом пространство было настолько свято, что никто, включая самого Моше, не имел права войти в Мишкан. Всевышний хотел побыть наедине с Собой перед тем, как открыться перед еврейским народом.

Но Моше именно благодаря собственной скромности стал единственным, кого Б-г пригласил в место Своего уединения. Точно так же, как невеста не пускает в свои покои никого, но не возражает против присутствия в них ребенка, Всевышний позвал Моше к Себе потому, что Моше считал себя ребенком по отношению к Нему.

Некоторые супруги отрицают право своих половин на личное пространство. Они требуют права иметь возможность нарушить его в любой момент, так как, по их мнению, между мужем и женой не должно быть секретов. Они срывают покровы, установленные одним супругов, и вместе с ними разрушают и отношения. Они вторгаются в личное пространство и, заняв его окончательно, обнаруживают, что остались в одиночестве.

Претендуя на личное пространство своих супругов, мы лишаем их возможности пригласить нас в него. Любя и оберегая супруга, испытывая гордость за то, что он создал с вами семью, мы поддерживаем в нем стремление разделить с нами свое личное пространство.

Моше никогда не заявлял о своих правах. Его страшила и стесняла сама мысль о том, что его призовет к Себе Творец. Он научил нас любви без условий и умению заботиться без ожиданий. В конечном счете, когда мы будем приглашены для того, чтобы разделить личное пространство, муж или жена с любовью встретят нас у входа и придержат нам дверь. А когда мы войдем, он или она с радостью воспользуются возможностью поделиться с нами всем сокровенным, что у них есть (Диврей Исраэль к Ваикра 1:1).

Лейзер Гурков

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Этот рассказ из Мидраша повествует о мистической природе ивритского алфавита. Еврейские мистики объясняют, что каждая буква в ивритском алфавите олицетворяет определенную формулу Б-жественной энергии. Мистическая энергия, заключенная в буквах, наделена сознанием, способностью различать, анализировать и даже инициировать коммуникацию.

2. В комментариях к словам Торы «И доставили шатер к Моше» (Шмот 39:33) в книге Зоар (2:235а) сказано, что Мишкан в тот момент был подобен невесте, которую приводят к жениху.

3. Это можно сравнить с желанием хозяина украсить дом к приходу гостей. Хозяину не хотелось бы, чтобы гости пришли в его дом в разгар уборки и подготовки дома.


{* *}