Top.Mail.Ru

Дух Песаха

29.03.2013

Цветы показались на земле, время пения настало, и голос голубки слышен в нашей стране. Дух Песаха спустился в мир, требует нас пробудиться, немного оторваться от собственного «я».Он призывает нас выйти на свободу духовных ощущений к раскрытию Творца, которого удостоились наши отцы на берегу разверзшегося моря.

Не напрасно в основе иудаизма заложен именно праздник Песах. Помимо того, что в день нашего выхода из-под египетского ига мы стали народом, праздник Песах олицетворяет начало духовного пути каждого из сынов Израиля во всех поколениях. Выход из Египта символизирует избавление от бремени эгоистического желания человека, скрывающего Б-жественное сияние от творения.

Для того чтобы вникнуть в суть сказанного, нам, прежде всего, необходимо уяснить внутреннее значение действия «исход из Египта» и раскрыть хотя бы часть из скрытого в глубочайшем смысле этого праздника.

Происхождение желания

Прежде всего, необходимо для себя уяснить цель творения в общем.

Наши мудрецы утверждали, что Б-г создал мир лишь для того, чтобы дать добро творениям, ибо «суть Доброго творить добро». Поэтому он создал в материальном мире бесконечную меру желания, которую предназначалось получить творениям. Мера ощущения удовольствия измеряется мерой желания получить это удовольствие. Чем больше мы ощущаем желание получить удовольствие, тем больше возрастает степень наслаждения от получения изобилия.

По своему первоначальному замыслу Творец заложил в творениях неизмеримое желание получать в мере, равной удовольствию, которое Он предполагал дать душам.

Схожесть и различие форм

Когда открылось у творения желание получать, проявилось «отличие духовной формы» между творением и Творцом.

Тут необходимо уяснить, что желание получать вовсе не присуще Творцу, так как Он полон и совершенен, предшествующий всему. И поскольку нет у Него вовсе «желания получать», отсутствует у Него также основание причинять кому-либо зло.

В результате различия качеств тотчас же отделилось творение от Творца и проявилось скрытие Творца от творения. Ибо подобно тому, как в материальном мире отделяет топор любую вещь, разделяя ее надвое, так же в духовном мире различие качеств делит духовный «объект» надвое.

Отсюда следует, что мера отдаления в духовном соответствует мере различия качеств и, как следствие, приближение – мера схожести качеств.

С момента отделения творения от Творца начался ступенчатый процесс исправления желания получать. Это исправление является условием выполнения цели творения – предоставить удовольствие творению, поскольку удовольствие, изначально скрытое для творения, в дальнейшем должно раскрыться в исправленном желании творения, в свойстве отдачи, подобном свойству Творца. То есть только когда человек все будет делать ради Творца, он удостоится получить уготовленное удовольствие, предназначенное ему замыслом Всевышнего.

Вся Тора, все заповеди, все святые писания и комментарии освещают только внутреннюю работу по исправлению человека.

Путь человека к святости

Путь к святости у человека начинается с пробуждения желания достичь Б-жественного, превозмочь скрытие и вновь удостоиться слияния с Творцом. На первом этапе приходит человек к стадии осознания своего зла, когда он понимает, что он не в состоянии производить действия с намерением ради Творца, а производит все действия, надеясь получить удовлетворение своих эгоистических желаний.

Тора определяет эти действия как «египетское рабство», а человека, который использует эгоистическое желание получать, присутствующее в нем, как «Паро – фараон египетский».

Вот что пишет рав Барух Шалом Алеви Ашлаг, сын и продолжатель пути рава Иегуды Алеви Ашлага, в статье «Шабатние напевы»: «…И необходимо объяснить, что, когда явился Моше к народу Израиля, чтобы вывести его из Египта, народ Израиля находился в поклонении Всевышнему, несмотря на то, что одновременно являлся также и рабом фараона, царя египетского.

Понятие Паро фараон египетский олицетворяет собой желание получать, присущее творениям, ибо творение не способно сделать ничего, что не связано с получением удовольствия ради себя. Желание получать властвует над всеми творениями и даже над теми, кто хочет выйти из-под его власти. Моше пришел к народу Израиля и сказал, что Творец желает освободить их от власти Паро, то есть освободить каждого из народа Израиля из-под власти эгоизма, который есть в нем».

Спрашивает книга Зоар об отрывке из книги Шмот 10:1: «Пойдем к Паро, поскольку я ужесточил сердце его». Почему не написано «иди» к Паро, а именно «пойдем»? Для того, чтобы не думал человек, что он самостоятельно сможет усмирить злое начало в себе. Как написано в трактате Сукка 52:2: «Злое начало человека преодолевает его ежедневно, и если бы не помощь Творца, не смог бы человек преодолеть его». И также нельзя говорить, что нет возможности преодолеть свое злое начало, поскольку каждый должен верить в помощь Творца. И это объяснение слову «пойдем», поскольку «пойдем» означает пойдем вместе, вдвоем.

Требование к Творцу об исправлении должно быть постоянным и усиливающимся. Выход человека из своего внутреннего Египта будет произведен тогда, когда противостояние между желанием раскрыть для себя величие Творца, с одной стороны, и невозможностью преодоления эгоизма, заложенного в человеке, с другой стороны, станет нестерпимым.

Тогда осуществится написанное в книге Шмот 2:23: «И застонали сыны Израиля от тяжкой работы, и возопили, и поднялся их крик к Творцу».

В книге «Маор эйнаим» пишет рав Менахем Нахум из Чернобыля: «Привел Творец Яакова и сыновей его в египетское изгнание… для того, чтобы пожелали подняться на вершины мудрости и пришли к получению Торы. Поэтому должен каждый человек выйти из своих четырех частных изгнаний, чтобы смог прийти к получению Торы».

Дай Б-г удостоиться нам в этот Песах пробуждения в нас желания и необходимости выхода из нашего внутреннего египетского изгнания и достичь приверженности и осознания величия Творца. И с этим придет полное избавление Израилю, аминь, и да будет на то желание!

Источники, использованные при создании статьи: «Предисловие к книге Зоар», «Статья к завершению книги Зоар», «Учение каббала и ее суть» рава Иегуды Лейб Алеви Ашлага.

Реувен Ямром

Tэги: ПЕСАХ
{* *}